Фото

Кузьменко Елена Сергеевна

учитель, МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа», с. Никольское

Самоанализ педагогической деятельности

  В условиях рыночной экономики с ее жесткими требованиями к общетрудовым и профессиональным качествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемыми знаниями и навыками.

Цель педагогической деятельности  – формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания.

  Главная  цель моей деятельности: помочь учащемуся открыть самого себя. Показать мир существующий не только вокруг, но и внутри каждого. Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения школьников. Главное, чтобы дети получили практические навыки, знания и умения, компетентности, которые они смогут применить уже сейчас, а не в будущем.

Мое педагогическое кредо :  РЕАЛЬНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕ ЦЕЛЯМИ, А МОТИВАМИ, ОТНОШЕНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ К ПРЕДМЕТУ.

Моя педагогическая деятельность направлена на активизацию познавательной деятельности на уроках технологии. Важным приёмом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них положительной мотивации обучения. Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. Самым действенным мотивом обучения считаю интерес к предмету. Интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному стандарту образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.

В педагогической деятельности ставлю следующие задачи, которые заключаются в  формировании у учащихся ключевых, общепредметных и предметных компетенций:

  • получения качественного образования по технологии;
  • раскрытия  творческих способностей, интеллектуального и нравственного потенциала каждого учащегося;

·  привития навыков самостоятельной работы, подготовки учащихся к осознанному выбору профессии;

·   формирования способности взять на себя ответственность за принятое решение, умения оценить результат своей деятельности, воспитания взаимопомощи.

·   Самоопределения, самовыражения

  •  формирования метапредметных  умений и навыков
  • развития и укрепления интереса к уроку труда.

В своей педагогической деятельности использую технологии:

  • здоровьесберегающие
  • личностно-ориентированные
  • разноуровневого обучения
  • проблемного обучения
  • проектные технологии
  • технологии опережающего обучения
  • тестовые технологии

§  современные компьютерные технологии

  Одной из основных  составляющих в Национальной образовательной стратегии является здоровье школьников, поэтому на своих уроках  использую здоровье сберегающие образовательные технологии:

•  дозировка учебной нагрузки;

• построение урока с учетом динамич­ности учащихся, их работоспособности;

• соблюдение гигиенических требова­ний (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота).

• знание правил техники безопасности;

• профилактика травматизма.

При изучении раздела «Технология об­работки пищевых продуктов» знакомлю, учащихся с технологией приготовления кулинарных блюд, со­общаю основные сведения о здоровом пи­тании, здоровом образе жизни по следую­щим направлениям:

• связь между питанием и здоровьем;

• важность сбалансированного рациона;

• необходимость разнообразия пищи;

• как правильно питаться, если занима­ешься спортом;

• чем нужно питаться в разное время года;

• о вреде переедания;

• важность соблюдения режима дня, ре­жима питания, гигиенических правил пита­ния.

  При изучении темы «Интерьер жилого дома»  обращаю внимание на то, что при обустройстве жилища следует учитывать ряд факторов, влияющих на здоровье. На­пример, электроприборы являются источ­ником электромагнитных излучений и при оборудовании помещения нужно правиль­но размещать бытовую технику.

Рассматриваем влияние комнат­ных растений в интерьере на работоспо­собность человека. Растения очищают воз­дух, что особенно важно на кухне, и способ­ствуют повышению влажности воздуха. Занятия комнатным цветоводством удов­летворяют потребность человека в обще­нии с природой.

При изучении раздела «Технология об­работки ткани» учащиеся узнают, почему одежда из натуральных волокон обладает наилучшими гигиеническими свойствами, что правильно подобранная одежда защи­щает от неприятных факторов внешней среды, обеспечивает кожное дыхание, не сковывает движения человека, от чего в не­малой степени зависит его здоровье и са­мочувствие.

В результате моей работы  воспитанники формируют привычку, заботить­ся о своем здоровье, воспитывают созна­тельное и активное отношение к нему, осознают необходимость активных действий для укрепления здоровья, пропагандируют здоровый образ жизни,  это способствует развитию общекультурной компетенции, учебно- познавательной, компетенции личностного самосовершенствования

Обучаю  безопасным приемам труда с инструментами и оборудо­ванием. Своевременно провожу инструктаж по ТБ. Особое внимание придаю формированию культуры труда,  бережно относиться к оборудованию, рациональному использованию материалов.

  Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности, целеустремленности и успешности. При взаимодействии с детьми стараюсь вызвать только положительные эмоции, создать ситуацию, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя уверенно, вовремя поощрить. Стараюсь создать благоприятный психологический фон подбадривающими словами, уместным юмором, доброжелательной мимикой,  учитывая эмоциональное состояние учащихся.  Стараюсь слушать мнение детей, их предложения, замечания с заинтересованностью.

Стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к предмету.  Подбираю  яркие, интересные примеры с точки зрения  восприятия конкретных учеников ,чтобы побудить интерес.  В пятом классе включаю в урок игровой момент, исторический и занимательный материал; на старшей ступени – проблемная ситуация, исследовательская работа, проектная работа, самостоятельное творчество. Стараюсь , как можно раньше вовлекать обучающихся в процесс постановки цели урока для формирования ценностно-смысловой компетенции. Учащимся необходимо  четкое понимание, чего надо  достичь. У каждого ребенка должен быть как можно более точный и понятный образ конечного результата. Если он отсутствует, то  теряется интерес к обучению.

Проблемный и поисково-исследовательский методы можно сочетать для подготовки определённого этапа урока.  Перед учеником ставится задача написать  сообщение на заданную тему и создать  презентацию  к нему.  Ученик проявляет ответственность, организовывает своё время для сбора информации. Он определяет источники информации, сравнивает сведения из этих источников, исследует вопрос и принимает решение, какой будет окончательная информация, предъявляемая всему классу. 

Использование информационных технологий делает доклад значительно 

интереснее. Для подготовки презентации обучающийся должен продумать последовательность слайдов и их соответствие тексту доклада. Таким образом,  возникает определённая проблемная ситуация, которая  всегда заставляет активизировать мыслительную и творческую деятельность. В результате повышается образовательный уровень ученика. А приносящая удовлетворение работа доставляет  радость, что благоприятно влияет на чувственное и психическое состояние ученика, создаёт ситуацию успеха.

Даю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, написание сообщений. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного процесса: беседы, лекции, практикумы, консультации, дополнительные занятия, викторины и конкурсы.  На уроках стараюсь сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю  развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.

Учебный проект с моей точки зрения, как  учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности ученика:

  • анализа проблемы, выделение подпроблем,  постановка задач;
  • целеполагания и планирования деятельности;
  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта );
  • формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;
  • осваиваются основы исследовательской деятельности;
  • презентации деятельности и ее результатов.

Для создания личностно-ориентированной образовательной среды строю свою работу, опираясь на жизненный  опыт детей, использую его при обобще­нии, закреплении, проверке знаний; стимулирую, и поддерживаю рефлек­сию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения; принимаю не только рекомендуемые, но и предлагаемыми учениками способы работы. Я приучаю своих учеников анализировать собственную деятельность как на уроках, так и в самостоятельной работе дома.

Контроль знаний учащихся является одним из элементов оценки качества образования. Контролирую учебную деятельность учащихся путем устных опросов и путем оценки письменных работ.  Устные методы контроля помогают получить определенную информацию о текущем усвоении учебного материала и осуществить необходимый педагогический контроль.  Письменная проверка обеспечивает более высокий уровень оценки уровня знаний, так как учащиеся имеют возможность глубже вникнуть в суть вопроса, обдумать и логически выстроить ответы. Недостатками этих способов считаю определенную субъективность оценок.  Поэтому  наибольшее предпочтение для выявления уровня и качества знаний учащихся отдаю тестам. 

Сведения о повышении квалификации

«Организация и содержание образовательного процесса по предмету «Технология» в условиях реализации ФГОС ООО», академ. часов: 36
БУ ОО ДПО «Институт развития образования, 2017 г.

«Основы специальной психологии и коррекционной педагогике в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в контексте ФГОС», академ. часов: 36
АНО «Санкт –Петербургский центр ДПО»,, 2016 г.