«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь»
В. Ключевский.
Я очень люблю заниматься творчеством, передавая свои знания и умения детям, которые с огромной радостью и с большим интересом посещают мои занятия. Каждый ребенок талантлив, главное – помочь ему найти себя.
Наша задача – помочь ребёнку с ОВЗ развить его способности, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности. Оказывается, чтобы быть руководителем кружка, недостаточно только самой хорошо знать свой предмет. Самое главное - научиться эти знания передавать обучающимся воспитанникам с нарушением интеллекта. Для этого нужно быть очень чутким, терпеливым, тактичным, быть профессионалом своего дела.
На сегодня я поняла: нужно учить всех, обучая каждого. А все мои обучающиеся воспитанники такие разные! Чтобы найти подход к каждому, понять, как учить именно этого ребенка, нужно сначала изучить его. Я наблюдаю за ребятами во время занятия, пытаюсь понять, что интересно каждому из них, какие задания им нравится выполнять, а какие вызывают затруднения.
Одной из основ обучения в Новочеркасской школе-интернате №1 является личностно – ориентированная направленность.
Я хочу научить детей с ОВЗ видеть прекрасное, быть добрыми и честными. Я не боюсь лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей с нарушением интеллекта уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая и почетная ответственность.
Секрет детской любви прост: они открыты и простодушны и для меня лучшая награда – их радостная улыбка.
Творческой деятельностью я занималась ещё в школе. Любила рисовать, лепить, вязать, вышивать, в общем, делать всё своими руками. Одним словом, была рукодельницей. Но к профессии всей своей жизни я пришла не сразу. Долог и тернист был этот путь. После школы, в 1986 году, я закончила Донской ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт по специальности "Ветеринария", работала в ветеринарных лабораториях ветсанэкспертом и токсикологом. В 1995 году закончила Новочеркасский механико-технологический колледж им. Цюрупы по специальности «Правоведение». Но дорога по имени Жизнь привела меня в 1996 году в школу-интернат VIII вида №1 г.Новочеркасска, где я работаю в настоящее время. Работая в школе-интернате, закончила Новочеркасский промышленно гуманитарный колледж по специальности «Преподавание в начальных классах» и Московский социально-гуманитарный институт по специальности «Олигофренопедагогика».
Профессия, которую я выбрала в итоге, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Я 20 лет работаю руководителем кружка «Родник творчества» в Новочеркасской школе-интернате №1. Мне нравится моя работа. Я очень люблю заниматься творчеством, передавая свои знания и умения детям, которые с огромной радостью и с большим интересом посещают мои занятия. Каждый ребенок талантлив, главное – помочь ему найти себя. Работая с детьми с ОВЗ, я вижу, как увлеченные любимым делом дети расцветают, как горят их глаза, повышается самооценка и даже успеваемость по общеобразовательным предметам. Они приходят ко мне на занятия не потому, что у них просто есть свободное время, они приходят потому, что им это очень нравится. А что может быть лучшей оценкой педагогической деятельности, чем быть интересной своим ученикам!
Приходя в кружок по собственному выбору и желанию, в свободное от уроков время, воспитанники нашей школы занимаются привлекательным, любимым видом деятельности с целью самореализации своих возможностей и способностей. В условиях атмосферы доверия, свободы, творчества, самоуважения удается пробудить у ребенка с ОВЗ веру в самого себя, помочь ощутить свою ценность, свое достоинство, дать созидательный стимул: хочу, могу, делаю. В такой атмосфере легко формировать мотивацию обучающихся. Если у ребенка с нарушением появляется личностный смысл учебы, то процесс становится более полным и качественным. Считаю, что педагог на сегодняшний день – это, прежде всего, друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск мне как опытному педагогу присущ. В практической работе приходится наблюдать, копить свою собственную базу, не останавливаться на достигнутом, с доверием воспринимать новое в образовании. Если педагог хочет быть нужным, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после двух десятилетий работы.В моей работе нет жёстких правил, есть различные технологические приёмы, техники, освоив которые, воспитанники погружаются в мир фантазии и создания собственного образа изделия, ими движет единственное желание - сделать это красиво! Этот процесс созидания красоты и есть для меня самый сокровенный в зарождении творчески мыслящей личности ребёнка.
Современное дополнительное образование, в первую очередь, я вижу хорошо оснащенным по всем разделам. Это мобильное современное оборудование, квалифицированные педагоги.
Это мастер – классы, фестивали, открытые занятия, мероприятия, праздники. Обязательным компонентом, считаю, должно быть участие во Всероссийских и Международных конкурсах детского творчества. У каждого педагога в обязательном порядке должен быть ноутбук с выходом в Интернет.