Тема урока: «Откуда в наш дом приходит вода?»
Содержательная цель урока: Создать условия для формирования у учащихся понятия «откуда в наш дом приходит вода».
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (изображать схему поступления воды в дом , правила пользования водой.).
Задачи урока:
Личностные УУД: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД: умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера, сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник, индивидуальные карточки для работы в парах, индивидуальные задания для работы в группах, мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока.
I. Психологический настрой.
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть весь урок ничего не омрачает вашего хорошего настроения.
Окружающий нас мир,
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
-А чтобы узнать все загадки природы нужно быть какими?
(Наблюдательными, внимательными, любознательными)
II. Целеполагание и мотивация.
-Сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку, определив тему урока.
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я
Кто я такая? (Вода)
(Повесить лист с темой урока)
-Что вы знаете по теме урока?
-Какое значение имеет вода?
-Всё ли вам известно?
-Хотите узнать больше?
-Итак, что мы будем делать на уроке?
(Листы с целями)
III. Актуализация опорных знаний.
-Посмотрите на глобус. (Модель глобуса)
-Как вы думаете, что голубой цвет означает на глобусе?
-Да, вода занимает большую часть земного шара.
-Вся ли вода одинакова?
-Давайте попробуем воду на вкус?
(Вызываю двое учеников и даю два стакана с водой – соленой и пресной)
-Какая вода была в ваших стаканах? (Солёная, без вкуса)
-Где содержится солёная вода? (в морях, океанах)
-Откуда вы это знаете? (Отдыхали на море)
-А как называется вода, которая содержалась во втором стакане? (Пресная)
-А как вы думаете, какая вода нужна человеку? (Пресная)
-Для чего нужна вода?
-Поднимите руки те, кто сегодня утром пользовался водой?
-Каким образом вы использовали воду?
-Значит, вы открывали кран и видели, как из него течёт вода.
IV. Физминутка.
V. Постановка проблемы.
-Кто из вас знает, откуда в наш дом приходит вода?
-Открывайте учебник на стр. 59.
-Давайте по нижнему рисунку проследим путь воды в наш дом.
-Действительно, человек берёт воду из реки. А что изображено рядом с верхней стрелочкой? (Дети высказывают догадки).
Это фильтр для очистки речной воды. В речной воде много загрязнений (глина, песок, плавающие предметы, сточные воды).
-Посмотрите, это фильтр, который мы используем в домашних условиях. (Учитель демонстрирует бытовой фильтр.)
-Разумеется, для очистки воды для целого города фильтры не такие маленькие, они огромные и установлены на специальных станциях. Небольшие фильтры используют дома для дополнительной очистки воды.
-На рисунке видно, что вода приходит в дом не только из реки, но и другим путём. Посмотрите, что изображено на нижней картинке слева.
-Как вы думаете, что это за сооружение? (Ответы детей)
-Подземная вода более чистая, чем речная. Её сразу подают в дома.
-Закройте учебники и в парах покажите последовательность, откуда приходит вода в дом, разложив картинки.
VI. Опыт по очистке воды.
-Представьте, что мы учёные-исследователи и нам нужно провести опыт.
-Я буду вашим руководителем.
-При работе будьте осторожны, не пролейте воду, поэтому у вас будет главный исследователь, остальные наблюдают и делают выводы.
-Первый ряд воду загрязняют землей;
-Второй ряд – песком;
-Третий ряд – растительностью и землей.
Вывод: а) вода загрязняется по-разному;
б) можно очистить воду через фильтры.
VII. Итог урока.
-Какие цели ставили в начале урока?
-Достигли мы их?
17.02.2014 г. - 07.03.2014 г. по программе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: нормативные документы, содержание, технологии», академ. часов: 108
ОГАОУДПО «Белгородский институт развития образования», 2014 г.