учитель русского языка и литературы, Рыбненская СОШ,Дмитровский район,Московская область, п.Рыбное
Профессия учителя – постоянное творчество.
Свою педагогическую философию я смогла бы выразить одним словом: “сотворчество”. Именно сотворчество является для меня высшей формой сотрудничества. В “Концепции среднего образования в Российской Федерации” сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Такое понимание сотворчества определяет цели моей педагогической деятельности.
«Все мы родом из детства», - говорил Антуан де Сент Экзюпери. Духовный опыт детских лет – это один из источников нравственной силы, благоговейного отношения к миру, восхищения чудом всего живого на земле. В трудные минуты, в часы испытаний к чему обращается изболевшаяся душа? К воспоминаниям детских лет. И как здорово, если эти воспоминания полны радости, света, если в душе сохранилась теплая память о замечательных педагогах, которые понимали и ценили тебя.
Каждый человек в душе очень раним и жаждет любви и теплоты от других — это моё твёрдое убеждение, с которым я пришла в школу и в котором до сих пор не разочаровалась. В наше время уже банальными кажутся слова "старайтесь видеть в людях хорошее", но ведь это действительно стоит делать. Ты получишь взамен ровно столько, сколько отдашь сам. И дети тянутся тебе навстречу, радуются счастью поговорить, поделиться своими открытиями, огорчениями, ведь, как оказалось, дома с детьми общаются очень немного. А где, как не на классных часах, говорить о важных понятиях в жизни каждого из них и всего человечества, соединять эпоху с эпохой и самое главное — учить понимать окружающий нас мир с его законами и противоречиями.
Должна признаться, что именно это — дать почувствовать себя гармонично в общении, в работе, в дружбе и любви — ставлю я для себя самой основной целью в работе с детьми.
Главная цель школы – воспитать каждого ученика культурной, творчески активной и социально зрелой личностью. В.А.Сухомлинский писал: «Я не один год думал, в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего, что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».
За все годы своей педагогической деятельности я старалась, чтобы дети видели себя, свои поступки со стороны, задумывались над смыслом жизни, понимали, что именно они и есть творцы своей судьбы.
Каким бы я хотела видеть своего выпускника? Это должна бать широко образованная личность, которая обладает сформированной системой общечеловеческих ценностей, способная решать жизненные и профессиональные проблемы. Я стремлюсь, чтобы мой выпускник не только обладал знаниями и способностью их добывать, но и стал нравственным человеком с активной жизненной позицией, выстраивающим на этой основе поступки, всю свою жизнь.
Цель моей работы, как классного руководителя, конечно, соотносится с целью работы нашей школы и воплощается через решение конкретных задач, связанных с конкретным классным коллективом.
Классным руководителем я стала в 1985.
- Первый выпуск: 25 учащихся отделения «Зоотехния с/х» (1985 – 1990 учебные годы)
- Второй выпуск: 24 учащихся отделения «Зоотехния с/х» (1990 – 1995 учебные годы);
- В Куликовской средней школе: 22 учащихся, 9 класс (1995 – 2000 учебные годы)
- В Дмитровской средней школе №9 27 учащихся, 9 класс (2001 – 2003 учебные годы);
- 43 учащихся (два класса: 11б, 11в) (2003 – 2005 учебные годы);
- 29 учащихся (2005– 2010 учебные годы);
-в 2010г. -назначена классным руководителем 5в класс,в котором обучалось 30 детей;в 2012г. оставалась кл. руководителем 6 в класса
Итак, шесть выпусков. Более 160 жизней, отправившихся в самостоятельное плаванье, покинувших уютные школьные доки. Они всегда остаются для меня родными и близкими людьми. Поэтому, наверное, так приятно, что мы до сих пор поддерживаем связь друг с другом. Когда в июне 2005 года на пятнадцатилетие своего выпуска собрались мои первые выпускники отделения «Зоотехния», было много цветов, слез, улыбок, объятий. Некоторые ребята приехали с детьми. Мы пели, вспоминали, фотографировались, подсчитывали годы. Вспоминали мы много: и смешное и грустное, будни и праздники, уже ушедших из жизни преподавателей. Я смотрела на своих детей, которым уже за тридцать и сердце было наполнено любовью к ним. Без любви ничего на свете не получится, думала я...
Сегодня у меня «маленькие» дети, и их я тоже очень люблю. Каждого...Я говорю с ними о добре и зле, о любви и ненависти, о жизни. Взаимоотношения классного руководителя и его воспитанников строятся на доверии, понимании. Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребенок сам осознавал, что хорошо, что плохо; что такое честь, порядочность, совесть, сострадание, любовь, Родина...
Я люблю свою профессию и понимаю, что дорогу осилит только идущий.
Я не могу не вспомнить своих наставников. Это учитель литературы Борисова Тамара Георгиевна. Талантливый педагог, одаренный человек, она привила мне любовь к книге, к театру; она научила нас понимать и ценить искусство. Мой учитель географии Шолохова Таисия Дмитриевна углубила эти представления, расширила горизонты моих познаний. Низко кланяюсь всем своим учителям!
16 лет моей педагогической деятельности я посвятила Яхромскому совхозу-колледжу, но в 1995 году отделение «Зоотехния с.х.», на котором я преподавала, было закрыто. Что сделаешь? Перестройка…И такие специалисты, как зоотехники, стали не нужны в нашей стране.
Я продолжила свою педагогическую деятельность сначала в Куликовской средней школе, а затем в Дмитровской школе №9.
С 1995 по 2001 годы я посещала курсы повышения квалификации учителей (г.Москва). Моим новым наставником становится Илья Иосифович Аркин. Его система педагогики позволила мне продвинуться в понимании структуры и методики преподавания литературы, найти пути совершенствования своего мастерства.
На этих курсах я познакомилась с потрясающим педагогом из Дмитрова Сарой Яковлевной Айзман. Она посвятила сорок лет своей жизни преподаванию в школе. К величайшему сожалению, в 2006 году она ушла из жизни. С ней меня связывала человеческая и профессиональная дружба.
Я всегда стремлюсь быть примером для своих учеников, стараюсь совершенствовать себя и в работе, и в спорте, и в искусстве.
Принимаю участие во многих спортивных мероприятиях, отстаивая честь школы, выступала на художественно-литературных салонах, которые регулярно проходили в школе№9
Одно из самых любимых моих занятий – фотография. Я стараюсь увлечь детей этим делом, передать им навыки этого мастерства. Очень люблю путешествовать…
Люблю животных (у меня три кошки и собака), а еще выращиваю много цветов на своем приусадебном участке.
Мое заветное желание: процветание России. Стараюсь жить в мире с собой, окружающими и временем.
Одна из главных формул моей жизни выглядит так :
СО + Познание + САМО + Образование
+Творчество +Воспитание
+ Трудничество +Развитие
+Деятельность +Деятельность
+ Осмысление
+Наблюдение
+Осознание
Контроль Знания Умения - ЧЕЛОВЕК Трудолюбивый
Способности Навыки Интеллигентный
Здоровый
Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики академ. часов: 36
ГБОУВ ПО МО АСОУ, 2013 г.
Технология мониторинга и оценки успешности образовательного процесса (вариативный модуль) академ. часов: 144
ФГОУ АПК и ППРО, 2013 г.
ОРКСЭ Основы православной культуры академ. часов: 72
ГБОУВ ПО МО АСОУ, 2012 г.
ОРКСЭ Основы православной культуры академ. часов: 144
ГБОУВ ПО МО АСОУ, 2012 г.
Введение государственных стандартов в образовательных учреждениях на основе метода проектов. академ. часов: 144
ФГОУ АПК и ППРО, 2012 г.
Истоки духовной культуры Дмитровской земли академ. часов: 72
МОУ доп.обр. повышения квалификации специалистов ИУМЦ г.Дмитров.Мос.обл., 2010 г.
Духовное содержание предметов гуманитарного цикла школьного образования. академ. часов: 72
Московская Православная Духовная Академия, 2009 г.