Свою работу строю с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся начальных классов, подробно изучила личные дела воспитанников, выявила индивидуальные особенности каждого ребенка, их интересы и склонности, работаю над коррекцией психофизических недостатков детей с нарушениями интеллекта, с максимальным использованием их сохранных возможностей.
Тема самообразования: «Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у младших школьников специальных (коррекционных) школ VIII вида» приобретает особую актуальность для детей с нарушением интеллекта"
Воспитание адекватного и гибкого взаимодействия и поведения в обществе, способности к продуктивным межличностным отношениям, эмпатии и рефлексии, освоение социальных ролей, социально-эмоционального развития является важнейшей задачей современного общего и специального образования. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее возникновения, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.
Современная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида стоит перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания лиц с нарушением интеллекта с целью решения важных педагогических задач на новом этапе ее развития. Внимание специальной школы направлено на обновление содержания и технологии образования, меняющего акцент на становление более глубокой, чем раньше, дифференциации и индивидуализации, социальной адаптации, развитии жизненной компетенции и творческих способностей детей.
Наличие умственного дефекта ограничивает межличностные контакты, что ведет к обеднению социального опыта общения, несовершенству формирования социально зрелых межличностных отношений; примитивному и замедленному темпу развития социальной перцепции и рефлексии; сниженной сенситивности к оценкам окружающих.
Предположение о том, что реализация комплекса коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с нарушением интеллекта в разных видах совместной деятельности (учении, общении, игре) будет способствовать развитию эмоционально-волевой сферы, обогащению социальных представлений, овладению навыками коммуникации и кооперации, что повысит эффективность интеграции детей с нарушением интеллекта в целом.
Младший школьный возраст является важным периодом в развитии социальной жизни ребенка. С поступлением в школу расширяется круг общения детей, складываются новые межличностные связи и отношения, изменяется состав значимых взрослых и сверстников, среди которых, наряду с близкими родственниками, одно из приоритетных мест начинают занимать учитель и одноклассники.
Особую актуальность проблема межличностных отношений приобретает при обучении учащихся в начальной школе.· В межаттестационный период, работая руководителем психологического кружка «Между нами девочками…» разработала тренинговые занятия.
Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:
· доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; ·эмоционально сопереживать однокласснику;
· сотрудничать и действовать сообща;
· согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
· разреать конфликтные ситуации.
Анализ участия в открытых мероприятиях, место и уровень проведения мероприятий, результативность
Участие и выступления на научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах:
1. Приняла участие в республиканском семинаре «Профилактика жестокого обращения с детьми. Формы и методы работы», (15.12.2010г., г. Волжск (сертификат, в объеме 8 часов.)
2. Выступила с докладом на тему:«Организация психолого-педагогического консилиума, координация работы специалистов» в рамках единого методического дня «Совершенствование педагогического потенциала в контексте развития муниципальной образовательной системы г.Козьмодемьянска», (12.01.2011г., г.Козьмодемьянск.),(сертификат)
3. Выступление с докладом по теме: «Роль школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», в рамках работу Городского круглого стола «Жестокое обращение с детьми - проблема современного общества»,(25.01.2011г., г.Козьмодемьянск, сертификат)
4. Выступление на районном семинаре для завучей общеобразовательных школ Горномарийского района РМЭ по теме: «Организация деятельности ПМПК в условиях малого города» (13.09.11г) (справка), г. Козьмодемьянск.
5. Выступила с докладом на тему: «Возрастные особенности подросткового возраста. Почему важен контакт с подростком?» в рамках единого методического дня «Системные изменения муниципального образования города Козьмодемьянска в условиях принятия Федерального закона «Об образовании Российской Федерации», (11.01.2012г., г.Козьмодемьянск.),(сертификат)
6. В качестве психолога-эксперта работала на 7 городской научно-практической конференции учащейся молодежи «Шаг в будущее» школа-лицей г.Козьмодемьянска (19.04.2012г.) (благодарность от «Отдела образования администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» )
7. Участвовала в межрегиональном семинаре-тренинге для педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья «Реализация модели деятельности инновационного образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с современными требованиями модернизации
Образования», (9 апреля 2012г., г.Чебоксары в объеме 8 часов, Министерство образования и науки Российской Федерации, Научно-образовательный центр «Социальная защита детей и молодежи» Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова),(сертификат)
8. Совместно с администрацией и со специалистами школьного ПМПк подготовили и провели районный семинар: «ПМПк - как фактор повышения эффективности и качества коррекционно-развивающего обучения и воспитания в специальной коррекционной школе 8 вида», (30 ноября 2012г.), где выступила с докладом-презентацией «Система работы ПМПк» (сертификат)
9. Участие в республиканском семинаре « Информационная безопасность образовательного учреждения» (19 декабря 2012г.) (сертификат участника, 8 часов.) г.Козьмодемьянск.
10. Участие в республиканском семинаре « Развитие творческой одаренности обучающихся в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (1 марта 2013г.) (сертификат участника, 8 часов.)
11. Городской семинар «Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовательном пространстве г. Козьмодемьянска,
(27 марта 2013г.), где выступила с докладом «Особому детству- особое внимание» Система работы ПМПК г.Козьмодемьянска» (сертификат)
12. 4 научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение формирования позитивной этнической идентичности и оптимизации межэтнических отношений как условий социализации личности», где выступила с докладом «Внедрение инклюзивного подхода в образовании к детям с ОВЗ» (29 марта 2013г.) (сертификат)
Выступления на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, воспитателей :
1. Деловая игра для воспитателей школы «Развитие речи»-(10.01. 2012г.)
2. Выступление на МО учителей начальных классов по теме: «Требования к проведению классного часа» (25.09. 2012г.)
Выступления на заседаниях методического объединения психологов г.Козьмодемьянска:
1. Выступление с докладом на МО психологов города на тему: «Почему важен контакт с подростком?»(11.01. 2012г.)
2. Выступление с докладом: «Основные требования к документации психолога для представления ребенка на ПМПК» (24.04.2013г.)
3. 1.04.2009г-1.12.2012г. являлась психологом-консультантом на Телефоне доверия «Отдела образования администрации городского округа «Город Козьмодемьянск»
4. С апреля 2007 года по настоящее время являюсь председателем городской ПМПК (приказ № 65-п от 24 апреля 2007 года).
5. Являюсь членом экспертной группы при аттестации психологов г. Козьмодемьянска..
Выступления на педсоветах:
1. «Трудовая деятельность – как фактор воспитания личности». (29.12.2010г.)
2. «Творчество как средство социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида» (30.03.2011г.)
3. « Основные направления деятельности школы» (31.08.2012г.)
4. « Анализ состояния здоровья». (06.11.2012г.)
Открытые уроки и внеклассные мероприятия для коллег школы:
1. Проведение мероприятия «Первоклассное путешествие в Страну Знаний» (для учащихся 1 класса совместно с Рыжковой Н.В., Ателкиной Л.А., Искибаевой Л.А.) (26.10.11г.)
2. Была руководителем психолого- педагогической практики студентки ЧГПУ Красниковой М.А. (28.10.11г.-24.11.2011г)
3. Участие в проведении «Осеннего бала» для учащихся школы (2.11.11г.)
4. Участие в работе экспериментальной площадки «Родительская гостиная». Проведение классного часа на тему: «Умей вовремя остановиться!» совместно с родителями и учащимися 6 класса. (25.11.11г.)
5. Проведение классного часа «Я-подросток!» в 9 классе (9.12.11г.)
6. Показала открытое занятие для психологов города «Я-сам!» с учащимися 5 «б» класса (25.01.2012г.)
7. Участвовала во внеклассном мероприятии «Прощание с букварем» для учащихся 1 класса (27 .04.2012г.)
8. Родительское собрание в 4 классе «Последний звонок»(25.05.2012г.)
9. Открытое занятие для психологов Горномарийского района РМЭ «Легко ли быть терпеливым?» с учащимися 6 «б» класса (30.11. 2012г.)
«Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта» академ. часов: 72
федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им.И.Я.Яковлева», 2012 г.
«Коррекционная педагогика и специальная психология» академ. часов: 582
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», 2012 г.
«Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века» академ. часов: 72
ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2010 г.
«Психолого-педагогическое сопровождение формирования позитивной этнической идентичности и оптимизации межэтнических отношений как условий социализации личности»
г.Козьмодемьянск, г.Козьмодемьянск, 2013
7 городской научно-практической конференции учащейся молодежи «Шаг в будущее»
г.Козьмодемьянск, г.Козьмодемьянск, 2012