Статья. Моя педагогическая философия
"Каждый урок – открытие"
"Образование должно быть развивающим, а не отупляющим" – эти слова принадлежат Вертгеймеру, одному из основателей школы "Продуктивного мышления". Эта идея не нова, но, к сожалению, на деле обучение часто превращается в процесс "набивания голов фактическими знаниями, а не обучению мыслить". Проектируя цели школы, необходимо сходить из потребностей государства и общества. Но кроме этого, цели школы должны отражать потребности ученика. Однако сам ученик не всегда осознаёт свои потребности в данный момент. И для того, чтобы цели школы стали целями ученика, необходимо воспитать у него потребность в этом. Выражаясь простым языком, моя основная задача как учителя – задача проводника: помочь направить, сориентировать, разбудить интерес. Наша память ещё хранит информацию о тех временах, когда "на щит" поднималась идея стабильного, а значит застывшего общества.
Конечно, для этого нужны знания! Что значит знать? 1. Обладать определённой информацией. Механически воспроизводить её – этого мало; 2. Понимать закономерности, осмысливать содержание, постигать сущность – это более ценно; 3. Уметь действовать практически на основе понимания – это знание действенное. Добиться такого уровня знаний не просто – это процесс творческий. О развитии творческого воображения и методах его активизации думали многие учёные. Например, французский математик Анри Пуанкаре писал, что творить – это значит уметь распознавать, уметь выбирать такие факты, которые открывают связь между законами известными уже давно, но ошибочно считавшимися не связанными друг с другом. И ещё. Не следует забывать об эмоциональной сфере восприятия. Это элементарно. У человека два полушария: левое – логическое мышление, правое – эмоциональная сфера. Воздействие на эмоциональную сферу приносит великолепные плоды! Например, если использовать на уроках метод погружения, различные игровые ситуации. Очень важно создать на уроке, да и вообще в процессе обучения, - комфортность. Комфортная атмосфера строится, прежде всего, на взаимном доверии, понимании, терпимости или, как модно сейчас говорить, толерантности. Ученик не должен бояться высказать свою точку зрения, овладевать навыками дискуссии и ораторского искусства. Бояться – не значит уважать. Авторитаризм – не лучший способ стимуляции потребности к знаниям. Поэтому не могу не затронуть тему "о роли личности учителя". Учитель – это не машина подавления личности, это "проводник и помощник". Для того, чтобы заинтересовать, "окрылить, очаровать, обворожить" своим предметом, не достаточно владеть только методикой, желательно быть интересной личностью и верить, обязательно верить в то, что ты "проповедуешь".
Самобытные личности не требовались. Школы получали заказ на функционеров, а не на творцов. Это определяло программу обучения. Эксплуатировалась, в основном, память, воображение практически не использовалось.Нельзя ученика превращать в вычислительную машину. Я ничего не имею против педагогических технологий. Это теперь называется то, что мы использовали уже давно. Творчески мыслящие учителя сами создавали такие методы, интуитивно ощущая потребность в них. Прибегну к образному выражению "упасть на голову, как ньютоновское яблоко". Научить их делать открытия, а открывать они будут сами.
Бывает такое. Учитель говорит красиво и много, а глаза при этом пустые. Просто отрабатывает свои часы…(без комментариев). Такому учителю могу дать только один совет: не можешь помочь – не навреди! Я и сама следую этой мудрости, если иногда бываю не в состоянии помочь ученику.
Поступай, как говоришь, иначе грош-цена всем педагогическим философиям! Дети очень чувствительны к фальши. Это касается не только воспитания, но и обучения.
Послесловие.
Утром с трудом открываю глаза, очень хочется спать. Голова тяжёлая, настроение – хуже некуда, жизнь сплошные проблемы.…
Вхожу в класс - глаза сияют, голова ясная, настроение отличное! Я в предвкушении радости урока! Тридцать пар глаз смотрят на меня, ждут – что скажет? Какое открытие сделаем сегодня?