учитель русского языка и литературы высшей категории, руководитель МО, СОШГ№1 имени Д.А. Конаева, село Кордай, Кордайского района Жамбылской области, Казахстан
Из опыта работы, или Мои достижения
Современный урок невозможен без встречных усилий учителя и учащихся, для чего и нужно создание ситуации познавательной деятельности, а также предполагает и ситуацию успеха, самостоятельную постановку и принятие учащимися учебной задачи, подчёркиваю, самостоятельное ее решение с помощью алгоритма деятельности, презентации учебного продукта и рефлексию. Имея неплохи наработки по применению Технологии встречных усилий учителя и учащегося на уроках, в 2008 году выступала с обобщением опыта работы «Новые технологии на уроках русского языка и литературы» во время заседания Круглого стола областных августовских совещаний педагогических работников. Панорамная защита опыта работы в сопровождении презентации «Сводки с уроков» была интересна слушателям, в итоге за активное участие в работе получила Благодарственное письмо Жамбылского областного института повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.
Работа с творческими детьми заинтересовала методиста РОО Кордайского района Головинову Н.Д., которая предложила представить в системе данную работу, подтверждая выпусками школьной газеты «Конаевский вестник» во время предметной олимпиады среди учителей района в 2008-09 году, по итогам которой где я заняла I место, получив Почётную грамоту. А также право представлять район в VII областной олимпиаде учителей русского языка и литературы в школах с русским языком обучения. «За волю к победе» получила Благодарственное письмо Жамбылского областного института повышения квалификации переподготовки педагогических кадров в том же году. За выступление по теме «Информатизация образовательного процесса уроков русского языка и литературы в современных условиях» на областной конференции была награждена Почётной грамотой Областного Департамента образования Жамбылской области в 2009 году.
Глубоко убеждена в том, что урок, на котором присутствует дух познания, поиска, осмысления, открытия собственных возможностей, элемент конкуренции, собственная оценка познавательной деятельности, возможность блеснуть яркой мыслью, красивым оборотом речи, приносит удовлетворение практически каждому моему учащемуся и, конечно, мне. Пример такого творческого подхода в организации познавательной деятельности на уроках литературы и русского языка, когда применяется проектное обучение, можно увидеть нередко, хотя при разработке урока не всегда можно это учесть. Проблемная ситуация (бывает и так) возникает спонтанно, ребята начинают быстро подключаться к Интернету, у кого такая возможность есть, другие штудируют учебники, однако не всегда находим сразу ответ, а я не спешу дать готовую информацию. Тогда итогом поиска может быть и домашнее задание или часть его, а в дальнейшем, если тема заинтересовала ребят и они продолжают изучать дополнительную литературу, осмысливать прочитанное, делать распечатку интересного материала, подбирать иллюстрации, оформляется в учебный проект. Так появились проекты «Время чисел», «Интересное в Древнегреческой мифологии», «История славянских богов», «Баба Яга – она какая?», «Мой Домовой», «Всё про Лешего», «Трансформация чужого слова – это недостаток в речи или находка?», «Власть и война» (по произведениям А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Хаджи – Мурат» Л.Н. Толстого).
Приёмы организации Проектного обучения на уроке были освещены во время научно-практической конференции по проблеме «Формирование творческой индивидуальности в условиях развивающейся новой образовательной среды». Доклад был оценён слушателями как один из самых интересных, я была награждёна Грамотой. Проведёнными уроками заинтересовались представители газеты «Білім шуағы». Методическая разработка урока по развитию речи «Даже будни может труд сделать праздничными днями» была помещена в сборник Лучшие уроки учителей Кордайского района «Инновационные технологии в обучении – тенденция воспитания», выпущенный газетой «Білім шуағы» в 2010 году.
Стремлюсь датьсвоим учащимся глубокие и прочные знания, используя приемы традиционной методики и апробируя новые технологии такие, как Технология встречных усилий учителя и учащегося, ИКТ, Проектное обучение, Проблемное обучение, Здоровьесберегающая технология преподавания предмета, которые были обобщены в г. Тараз на Областном семинаре творческих работников образования на тему «Современные педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся в условиях перехода на 12-летнее обучение», где выступала с докладом «Активные формы обучения» и панорамной защитой урока русского языка по теме «Приставки пре- и при-», оценённые слушателями высоко, а за активное участие в областном семинаре отмечены Благодарственным письмом Жамбылского областного института повышения квалификации переподготовки педагогических кадров в 2010 году.
Провожу открытые уроки в мультимедийном кабинете, демонстрируя возможности и эффективность применения компьютерных программ при закреплении, объяснении и осуществлении контроля, используя такие приемы, как «Лови ошибку», «Согласен – не согласен», «Знаю – не знаю», «Отсроченная отгадка», «Проверь себя сам», «Удивляй!», «Машина времени», «Погружение», «Необычная обычность», «Узелок на память», «Отстаивание своей точки зрения» для молодых учителей района, за что была награждена Почётной грамотой РОО и С. в 2010 году.
По теме «Формирование творческого потенциала» в рубрике «Работа с учащимися» - из опыта работы было напечатано в газете «Білім шуағы» за 20 марта 2012 года. Внеклассная работа - это обязательная, неотъемлемая часть моей педагогической жизни. Для меня уроки творчества, мероприятия «Путешествие по Астане», «Имею право», отмеченные Почётной грамотой школы, разработка и выпуск, а также распространение 44 номеров школьной газеты «Конаевский вестник», отзыв об этой работе с творческими детьми в статье Виктории Савельевой «Творческий процесс» был напечатан в газете «Знамя труда» за 7 марта 2013 года № 27 в рубрике «Портреты дня». Очень дорожу и горжусь высокой оценкой моего труда с юными журналистами, которую дал главный редактор газеты «Знамя труда» Беккет Момынкул, а также приглашением на празднование 90-летия областной газеты в город Тараз, где было награждение нашей школьной газеты. Освещением опыта работы с подрастающими «акулами» пера «Формирование творческого потенциала» на страницах газеты «Білім шуағы» за 22 октября 2010 года очень горжусь. Итогом такой разносторонней деятельности по самообразованию и повышению методического уровня стало получение Почётных грамот, Благодарностей Жамбылского областного совета профсоюза Науки и Образования в 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг.
Постоянно повышаю своё мастерство, к примеру, в период обучения на курсах Жамбылского института повышения квалификации по теме «Организация профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы» не только прослушала лекции, но и посетила открытые уроки, готовила и организовывала выполнение практических заданий, что указано в Сертификате за 2009 год. Во время повышения квалификации в Республиканском институте повышения квалификации научно-педагогических кадров системы образования «Мониторинг как методическая проблема» в 2004 году выступала с докладом «Активизация мыслительной деятельности учащихся».
Охотно выступаю на педсоветах, заседаниях Родительского университета, к примеру, доклад «Родительская любовь и воспитание», высоко оценен родителями. Часто печатаю различного рода статьи в районной газете «Кордайский маяк», последняя беседа – интервью с учителем истории Суюмкуловой Г.К. о послевоенной жизни и фронтовых буднях, подвигах, наградах её отца Суюмкулова Кемельбека «Слава тебе, солдат – победитель!» была напечатана без единого слова сокращения и исправления (за 24 апреля 2013 год), нетрадиционность подхода в раскрытии темы отмечена работниками газеты. Дорожу творческой работой моих учащихся на страницах нашей районки, когда помещают отзывы, анализ, обмен впечатлениями после какого-либо мероприятия, например, мне близка статья Агабек-заде Алии за 11 мая 2011 года «Великой Победе посвящается», в которой рассказывается об удивительном по структуре и подбору материала Читательской конференции «Пол-Европы прошагали, пол- Земли», основанной на подборке выпусков районной газеты за несколько лет и содержании статей на военную тематику, прочтение сохранившихся писем-треугольников с фронта нашего земляка Кравцове Алексее Лаврентьевиче, прадедушки учениц нашей школы Нарожной Кати и Нарожной Тани.
Все это обеспечивает постоянный рост успеваемости и повышения качества знаний воспитанников. Многогранная работа даёт положительные результаты. За что была награждена Почётной грамотой РОО и С. Кордайского района в 2012 году. 100% качества - при 100%-ой успеваемости - таков показатель ЕНТ 2010 года, 95% качества при 100%-ой успеваемости – таков показатель ЕНТ 2011 года. Всего за 27 лет работы в школе у меня уже насчитывается 46 учащихся, окончившие школу с Аттестатом Особого образца, со знаком «Алтын білгі», с Золотой и Серебряной медалями.
Моими воспитанниками были написаны конкурсные сочинения, посвящённые 20-летию Независимости Казахстана, в 2008 году две ученицы Байгулова Эльдана и Торопова Ксения в Конкурсе на лучшее сочинение «Мы против наркотиков» в жанре «Письмо другу» по линии ЗОЖ заняли первые места в районе, а работа Байгуловой Эльданы и в области имела первое место, была отправлена в республиканский тур.
За успешную и плодотворную работу с одаренными детьми, что служит средством повышения интереса к предмету и раскрытия творческого потенциала школьников, получила Почётную грамоту РОО и С. в 2012 году.
В 2011 году моей ученицей Адалбековой Анелей было получено второе место в районной предметной олимпиаде среди десятиклассников.
За кропотливую работу в подготовке школьников к олимпиаде была награждена Почётной грамотой администрации СОШГ №1. За активную и разностороннюю профориентационную работу среди учащихся была награждена Грамотами Алматинского Технологического университета в 2010 и 2011 гг.
Возглавляю работу Методического объединения учителей в течение 20 лет, продумываю каждое заседание так, чтобы оно было полезным и интересным, убеждаю заниматься самообразованием, эта работа дала свои результаты. По итогам проведённой дистанционной олимпиады КИО по русской литературе в масштабах республики в 2012-13 учебном году в анализе сказано: «Из учебных заведений особо хочется отметить активность участников СОШГ №1 им. Д. А. Конаева Кордайского района Жамбылской области». В период с 2004 по 2009 гг. была руководителем Творческой группы учителей по изучению Технологии встречных усилий учителя и учащихся, проводила семинары, брифинги, открытые уроки для учителей Кордайского района.
Сейчас охотно принимаю участие в проекте «Источник знаний» по различным темам, предлагаемые Интернет – порталом «ProШколу.ru», где имею свою страничку, участвую в форумах и голосовании, размещаю разработки уроков и внеклассных мероприятий, но сертификата о подтверждении ещё не получила. Прошла регистрацию на сайте НФПК «Открытый класс», где разместилаАвторский план-конспект урока (занятия) с названием Работа над ошибками http://www.openclass.ru/node/366259. С удовольствием размещаю свои методические разработки и презентации на сайте: http://videouroki.net., получаю Свидетельства, а также на сайте http://azbyka.kz, где все разработки подтверждаются Сертификатами.
На этом не хочу останавливаться.
" Переход на 12-летнее обучение по теме «Организация проф. обучения на старшей ступени общеобразовательной школы» академ. часов: 68
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования Жамбылской области, город Тараз, 2009 г.
Окончание полного курса компьютерной грамотности академ. часов: 40
Город Тараз. Областной центр подготовки, 2007 г.
Мониторинг как методическая проблема академ. часов: 72
Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования, 2004 г.
Лингвистический и литературоведческий уровни мониторинга. Методический аспект мониторинга. академ. часов: 36
Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования, 2004 г.