Педагог-библиотекарь, МБОУ СОШ №3, г.Заринск Алтайского края
Работаю в школьной библиотеке c 2011 года. За это время библиотека преобразована в библиотечно-информационный центр. Здесь проводятся интересные внеклассные мероприятия, интегрированнные уроки для учащихся 1-11 классов. Организован доступ участников образовательного процессса в сеть интернет. В БИЦ нашей школы работают кружки по организации внеурочной деятельности младших школьников: "Почитай-ка!", "Буду читателем", "Организация времени", "Творческая работа cо словом". Библиотека школы тесно сотрудничает с библиотеками городской муниципальной библиотечной системы.
Но все же главным направлением работы я считаю деятельность по ресурсному сопровождению учебного процесса. Вопросы оптимального комплектования и эффективного использования фонда библиотеки - основного и учебно-методического - самые трудные в современных условиях. Недостаточное финансирование и невнятная нормативно-правовая база обеспечения информационной ресурсной базы образовательных организаций не способствуют развитию БИЦ как центра информационной среды школы. Буду рада сотрудничеству с неравнодушными и грамотными специалистами школьного библиотечного дела.
• При планировании библиотечной работы в общеобразовательной школе учитываю возрастные и индивидуально-психологические особенности обучающихся. Прививаю школьникам потребность в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного усвоения учебных программ. Содействую повышению методического, педагогического мастерства учителей, воспитателей путём пропаганды педагогической литературы и информации о ней.
• Целенаправленно занимаюсь формированием универсального фонда библиотеки. БИЦ школы укомплектован печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, имеет фонд учебников и учебно-методической литературы, который включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
• БИЦ востребован учителями, учащимися, родителями (законными представителями) для получения необходимой информации, программной и дополнительной литературы, для проведения воспитательной работы, получения услуг выдачи и тиражирования документов, использования электронных и сетевых образовательных ресурсов. Информационно-библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о БИЦ МБОУ СОШ №3».
• На основании приведения в соответствие с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы составлен список методической литературы, пособий, материалов в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебной и методической литературы, рекомендованных к использованию в образовательном процессе
• Использую инновационные формы работы с детьми в рамках внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения: веду занятия кружков общеинтеллетуального, духовно-нравственного профориентационного направлений:
2013-2014уч.г. – кружки «Почитай-ка» 1,2,3 классы
2014-2015 уч.г. – кружки «Почитай-ка» - 1 классы, «Мой мир» - 1 классы, «Буду читателем» - 2-е классы, «Организация времени» - 3-и классы, «Творческая работа со словом» - 4 классы
2015-2016 уч. г. – «Почитай-ка» - 1-е классы, «Творческая работа со словом» – 5-е классы, «Профессиональный навигатор» - 8 класс.
• Веду информационно-воспитательную деятельность по краеведению, основной целью которого является: воспитание чувства патриотизма, гражданского самосознания, любви к родному краю, своей малой родине. Апробируя различные технологии, методы и приемы работы. В библиотеке оформлен краеведческий уголок «Мой Алтайский край». Книжный фонд выделен в разделе «Краеведение». Регулярно организуются книжно-иллюстративные выставки краеведческой тематики, проводятся групповые и массовые мероприятия по краеведческой тематике. Регулярно сотрудничаю с отделом краеведения центральной городской библиотеки. Привлечение к краеведческому просвещению таких специалистов позволяет проводить мероприятия на более высоком профессиональном уровне, повышает их зрительскую и читательскую привлекательность. В 2015 году в рамках Года Литературы в России я подготовила старшеклассников к участию в краевом интернет-конкурсе чтецов «Прочитаем классику вместе», который проводился Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу, АКУНБ им. В.Шишкова и Алтайским домом литераторов. Двое участников получили сертификаты участников, а один – специальный приз жюри «За проникновенное прочтение» (сертификаты). В 2016 году организовала участие старшеклассников в реализации авторской программы отдела краеведения ЦГБ «Алтайский Голливуд», посвященной Году кино в России.
• Инновационной деятельностью являются организованное мной, как руководителем БИЦ, участие педагогического коллектива в общероссийском проекте издательского дома «Первое сентября» «Школа цифрового века»: оформлена подписка на 2013-2014, 2014-2015 и на 2014-2015 на комплекты электронных учебно-методических изданий (газета «Первое сентября» и 25 электронных журналов с дополнительными электронными ресурсами). Для хранения и удобного использования электронных образовательных ресурсов на ПК БИЦ установлен дополнительный жесткий диск. На диске создано «Хранилище ЭОР» (включает папки «Школа цифрового века», «Современный открытый урок», другие ЭОР), доступное пользователям по локальной компьютерной сети. Я награждена Грамотами и Дипломами Оргкомитета Общероссийского проекта «Школа цифрового века» за качественную организацию работы по участию образовательного учреждения в проекте и активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставляемых в рамках проекта (за 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016гг. ).
• В школьной библиотеке имеется доступ к ресурсам Интернет, организовано «Автоматизированное рабочее место» (АРМ) для самостоятельной работы пользователей библиотечно-информационного центра с ресурсами Интернет. Это большой плюс в организации поиска информации и повышения информационной культуры школьников, вызывает интерес детей к познавательной деятельности. Таким образом, помогаю детям осваивать компьютерные технологии при выполнении заданий по учебным предметам., использования ресурсов образовательных порталов и сайтов сети Интернет.
• В библиотеке на ПК постоянно веду Базу данных «Библиотека» на основе рабочего приложения МС Office Acces. В БД вносятся новые учетные записи. БД используется для учета фонда учебников и новых поступлений, выполнения тематических запросов и для проведения библиотечных технологических операций.
• В библиотеке имеется в печатном виде и ежемесячно обновляется список экстремистских материалов с сайта Минюста РФ; список также хранится в формате электронного документа МС Office Word. Обновления списка изучаются, сверка фонда производится ежемесячно.
• Библиотечная документация по учету и отчетности ведется в БИЦ в полном объеме, регулярно заполняются в соответствии с требованиями дневник работы, КСУ, инвентарные книги, картотека учебников, читательские формуляры, классные ведомости и журнал выдачи учебников. Своевременно составляются отчеты, данные мониторинга, предоставляется запрашиваемая информация о работе БИЦ.
• В БИЦ проводится работа по обеспечению образовательного процесса необходимыми учебниками, по выдаче справочной, программной и дополнительной художественной литературы, по использованию электронных образовательных ресурсов и ресурсов сети интернет. Систематически проводятся индивидуальная и массовая работа по привлечению детей к чтению, информационное и справочно-библиографическое обслуживание всех пользователей БИЦ.
• В течение учебного года в библиотеке регулярно оформляются книжно-иллюстративные, юбилейные выставки и тематические полки литературы из фонда БИЦ и по материалам ресурсов сети Интернет. Ежемесячно обновляются материалы информационного библиотечного стенда «Библиобус». Подаются материалы на сайт школы, а также на сайт АКИПКРО в раздел краевого методического объединения библиотекарей.
• Организую и провожу в соответсвиии с планом работы БИЦ и всей школы массовые мероприятия для обучающихся всех параллелей: обзоры литературы, периодики для детей и юношества, беседы, «Уроки здоровья и красоты», Уроки краеведения, интегрированные уроки ИЗО и музыки, классные часы различной тематики, мероприятия по профилактике наркомании, Уроки мужества, интеллектуальные игры, Уроки общения, творческие и литературные встречи, кино- и видео-просмотры, встречи с ветеранами войны и труда, и др.
• Для воспитанников д/садов №7 и №6 ежегодно в апреле-мае проводятся ознакомительные экскурсии «Библиотека – книжкин дом».
• Все мероприятия в библиотеке проводятся с использованием мульти-медийного оборудования, электронных локальных и сетевых ресурсов.
• Библиотека школы сотрудничает с центральной городской библиотекой и центральной городской детской библиотекой г.Заринска, а также школьными библиотеками города, края, с Публичным центром правовой информации г.Заринска, городской службой занятости, Центром детского творчества.
• Регулярно участвую в работе педагогического совета школы, являюсь членом методического совета школы и совета по качеству ОУ.
• Я участвую в работе городского и краевого МО школьных библиотекарей, являюсь руководителем городского УМО школьных библиотекарей и руководителей БИЦ. Выступала с докладом в рамках городской августовской научно-практической конференции «Модернизация системы образования: новые вызовы – новые решения – эффективные результаты», награждена «Почетной грамотой» отдела образования администрации г.Заринска за публичное представление педагогическому сообществу инновационного продукта из опыта профессиональной деятельности (2014г.). В 2015 г. награждена «Почетной грамотой » отдела по образованию администрации г.Заринска за добросовестный труд, успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения.
• Постоянно занимаюсь самообразованием, имею личный «План работы по самообразованию на 2015-2017гг» (Тема «Формирование современной модели школьной библиотеки: проблемы и перспективы»), полученные знания активно применяю в работе.
• Состою участником сетевых профессиональных сообществ «Рroshkolu.ru» (http://www.proshkolu.ru/user/gerasimowa111/image/updated/save/uploaded/1453696080-357084-f5wwmbdx18nq/0 ), «Инфоурок» (имею персональный «Учительский сайт» http://infourok.ru/user/gerasimova-olga-anatolevna1 ) Имею, постоянно дорабатываю собственнное электронное портфолио в личном кабинете на проекте «Школа цифрового века».
• Постоянно занимаюсь повышением квалификации:
• 2015г . – участвовала в в 6-й межрегиональной научно-практической конференции краевого учебно-методического объединения в системе общего образования Алтайского края по теме «Актуальные вопросы и перспективы учебно-методического сопровождения федеральных государственных образовательных стандартов»(справка)
• 2015 г. – участие в работе вебинара «Вопросы нормативной базы при внедрении инновационных проектов в образовательный процесс. ЭФУ. УМК «История России» (сертификат)
• 2015 г. - курсы квалификации АКИПКРО по теме «Организация деятельности профессиональной общественности в условиях подготовки к введению профессионального стандарта «Педагог» (Удостоверение)
• 2015 г. – авторский вебинар руководителя учебно-методического центра компании «Азбука» Кудимовой Н.В. «Актуальные вопросы использования электронных форм учебников в образовательном процессе» (сертификат)
• 2015 г. – краевой информационный семинар-совещание «Влияние федеральных нормативно-правовых документов на комплектование учебной литературой образовательных организаций» (Издательский комплекс «Наука»)
• 2014 КГБОУ АКИПКРО 5-я научно-практическая конференция краевых профессиональных объединений педагогов «Роль профессиональных сообществ педагогов в краевой системе государственно-общественного управления качеством образования»
• 2014 г. Краевой семинар-практикум по теме «Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Особенности применения"
Критериями оценки моей деятельности я считаю положительные отзывы о моей работе читателей, коллег, администрации, положительная динамика основных показателей работы библиотеки.
Динамика основных показателей работы библиотеки по итогам мониторингов:
"Проектирование деятельности библиотечно-информационного центра образовательного учреждения" академ. часов: 72
АКИПКРО (Алтайский институт повышения квалификации работников образования), 2013 г.