Фото

Смирнова Татьяна Борисовна

учитель физики, МБОУ СОШ"Школа будущего", п.Большое Исаково Гурьевского района Калининградской области

Моя педагогическая философия
Любопытство не порок…
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушать ненависть 
и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.
                                                                    Ж.-Ж. Руссо

      В моей семье я не первый педагог. Моя мама – учитель с 40-летним стажем, учитель русского языка, литературы и истории. Я помню, как много лет засыпала при свете настольной лампы, видя сквозь слипающиеся ото сна глаза, как мамочка листает тетради и огорчается, находя ошибку в работе ученика. Я помню её радость, когда весной учащиеся сдавали экзамены на «отлично», помню грустные глаза, когда ученик вдруг пропускал урок, обиду, когда не оправдывались её учительские надежды. И тогда я абсолютно была уверена, что сама я никогда не буду плохой ученицей. Но десять школьных лет были очень богаты событиями… Наверное, не всегда я была той ученицей, при мыслях о которой зажигались радостью глаза педагогов, но зато я уже ни на йоту не сомневалась в том, что пойду по стопам своей мамы. Очень хотелось почувствовать, как это услышать «спасибо» от тех, кого учил 5, 10 и даже 20 лет назад, увидеть, как бывшие «ребятишки», ставшие взрослыми дядями и тетями, с уважением и любовью, смущаясь, обнимают тебя при встрече. 
    В школе мне нравилось всё: уроки, учителя, соревнования, общественная работа, устоявшиеся обычаи и традиции, одноклассники, будни и праздники. А больше всего мне нравились лабораторные работы и весенние практикумы по физике. Восторг, чувство радости, ощущение успеха, любопытство и удовольствие вместе со мной «приходили» в кабинет физики. Мои учителя физики – Тиранов Ананий Николаевич и Марков Александр Изосимович – научили меня задавать вопросы, быть любопытной, не бояться ошибиться и учиться находить свои ошибки, уметь их исправлять. А самое главное, они умели так поставить вопрос, что во мне незамедлительно просыпалось неудержимое любопытство, и я хотела найти причину события, сделать своими руками прибор, объяснить показанный фокус. Уроки моих учителей были уроками радости, удовольствия, поиска, удовлетворенного любопытства и праздника пытливого ума. Прав был Руссо, который сказал: «Искусство преподавать заключается в умении добиться, чтобы ученик находил удовольствие в учении». 
      27 июня 1987 года мой любимый учитель физики, он же директор моей родной школы - Марков А.И., вручая мне аттестат о среднем образовании, подарил мне двухтомник А.Макаренко, на котором написал: «Татьяна, жду в родной Новоборской школе!» И вот, спустя пять лет, я возвратилась в школу, имея на руках диплом учителя, а в душе огромное желание «заразить» физикой тех ребят, которые придут ко мне в класс. Но Учителем мне стать ещё только предстояло… 
      И вот я уже 21-й год стою у доски лицом к классу, к глазам учащихся. Я жду от них вопросов: «Почему? Как? Откуда?» Я ищу их любопытные, широко открытые глаза. Я пытаюсь помочь им стать неравнодушными, любопытными, разбудить в них стремление к поиску, вызвать чувство удовольствия от проведенного в «науке» времени. Это стало целью моей работы. Именно эти годы в школе окончательно убедили меня в том, что любопытство не порок, а путь к совершенствованию своих знаний и самый главный помощник учителя в работе.
     Могут ли дети поверить мне на слово, когда я говорю, что могу заставить бокал с водой «запеть»? Конечно же нет! А поверить в мои обещания «склеить» две тарелки без клея так, что они всем классом не сумеют их разъединить? Навряд ли! А если я всё это покажу… Прямо в классе на их глазах вдруг «запоёт» бокал, «склеятся» магдебургские полушария, взлетит ракета, вода закипит не при 1000С… Именно в такие моменты глаза ребят загораются, а мне как учителю, их помощнику, остается самое сложное – не дать погаснуть этому огню, найти, создать запас «топлива», научить ребёнка искать это «топливо», научить, как сделать этот огонь вечным. Я поняла, работая с детьми, что только любопытство есть двигатель обучения. Заставить учить, заставить вызубрить – это значит потерять самый главный элемент любого двигателя – топливо. Значит, я должна породить в своих учениках любопытство, вызвать интерес, только тогда я вправе ожидать успеха в обучении и хороших результатов.
     Мы живём в эпоху научно-технического прогресса, а интерес школьников к физике неуклонно понижается. Почему? Причин много. Для одних это трудности усвоения абстрактных понятий, а другие заявляют, что не собираются в дальнейшем заниматься наукой и техникой. Некоторые вообще ставят под сомнение пользу от изучения физики. Тогда я вспоминаю Эсхила, который говорил, что "мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны". Значит надо показать моим ученикам, как тесно физика связана с повседневной жизнью, что именно физика может объяснить, научить, удивить и помочь.
     Я хочу научить ребят удивляться, фантазировать, не бояться делать открытия. Удивление рождает любопытство, любопытство - тропинка к любознательности, любознательность - дорога к знанию. Развить в ребёнке любопытство - значит научить его не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.
   Одной из основных своих задач я, как учитель физики, считаю необходимость перестроить преподавание предмета так, чтобы он являлся важнейшим источником сведений, позволяющих ориентироваться в окружающем мире, порождающих блеск в глазах, любопытство в душе и желание постичь неизведанное.
     П.А.Павленко говорил, что «зажигает только тот, кто горит сам». Значит, если учитель «потух», не умеет радоваться за своих учеников, не хочет и не пробует новые методики, не ищет, не стремиться к успеху, нет смысла идти в школу, нельзя смотреть в глаза ребят – ты уже не УЧИТЕЛЬ.

Пусть только любопытные Вам дети попадаются.
Пусть их стремленье к новому ведёт всегда вперёд.
Пусть же от встреч с неведомым их глазки загораются.
И пусть у нас хватает сил топить незнанья лёд.