Соловейчиковские чтения «Талант свободы» .
Ученикам разного возраста предлагали рисовать на доске палочки. Первоклассники через несколько минут поинтересовались: зачем это нужно. Подросткам потребовалось чуть больше времени. И только ученики выпускного класса послушно выполняли задание, пока их не остановили. Они уже приняли правила игры. Они уже научились не задавать вопросов. Слишком часто это главный урок, которые молодые люди выносят из школы, поскольку, увы, слишком часто школа построена на унижении, подавлении личности. Дело не только в ограничении прав, установлении жестких нормативов. В самом свободном обществе хватает людей несвободных. Самое важное для человека не внешняя свобода, а внутренняя, «тайная», по выражению Пушкина. Борясь за внешнюю свободу, яростно освобождаясь от влияния взрослых, родителей, учителей, подростки тут же попадают в новую зависимость – от сверстников. Свободный человек не тот, кто выбирает из предложенного, но тот, кто сам создает свою жизнь и свои ценности. Как же не заглушить в ребенке его природной склонности к свободе? Дать ему шанс на свободное развитие!
Одно из важнейших условий работы учителя- вера в ребенка и поддержка в нем чувства справедливости, чувства правды, умение общаться с «внутренним человеком», стараться поддерживать в нем его собственную волю, не подменяя своей, находя в себе силы отойти в сторону, решиться подчас на педагогическое бездействие, которое, на самом деле, иногда сильнейшее воздействие.