Разрешите представиться, Гамбашидзе Наталья Александровна. Педагогический стаж-16 лет, методический стаж - 11 лет (на 2013 г.). Сегодня всё чаще меня волнует вопрос: «Каково значение методической службы, и какой она должна быть, чтобы не превратиться, по образному выражению Шалвы Амонашвили, в плотный смог, закрывающий от практики звёздное небо педагогической науки?».
Как бы ни была педагогика многообразна, в центре её всегда стоит человек. Каждый педагог испытывает потребность в том, чтобы осваивать всё самое передовое и интересное в педагогической науке. Но, потребность - это одна сторона медали, а внутренние и внешние барьеры педагогов – это другая сторона. Поэтому методисту надо быть своеобразным «навигатором» в своём учебном заведении, и в то же время находиться в состоянии философского размышления. Как, например, части и частицы педагогических достижений отдельных педагогов связать воедино и сделать концепцией педагогической деятельности всего коллектива лицея.
В своём педагогическом коллективе, как методист я реализую свою деятельность я в нескольких направлениях.
Методист – технолог.Сущность такой деятельности в том, что методист рефлексирует педагогическую деятельность и технологически оформляет её в виде педагогического опыта. Опыт, сохраняя феноменальное, присущее тому или иному педагогу, в то же время представляет обобщённую модель его педагогической деятельности. Методист же помогает педагогу создать «копилку» его профессиональных достижений и сделать доступной для других педагогов.
Методист – педагог.Он способствует профессиональному росту членов образовательного учреждения, мотивирует педагогов к самосовершенствованию и помогает им подняться на более высокую ступень педагогического мастерства.
Методист – исследователь. Эта роль рождена теми затруднениями, с которыми сталкиваются педагоги. Включаясь в инновационную деятельность, они порой сталкиваются с необходимостью осуществления проблемного анализа собственной педагогической работы, с разработкой новых образовательных программ в соответствии с требованиями новых ФГОС, с интеграцией образовательного процесса в связи с изменяюшимися условиями и т.п.. Отдельные педагоги оказываются перед объективной необходимостью создания авторских учебных курсов и их методического обеспечения. Поэтому в образовательном учреждении должен быть компетентный специалист, который знает ответы на вопросы не только как, но что, почему и зачем.
Методист – эксперт.Результатом инновационной деятельности в образовательном учреждении становится множество продуктов, которые должны быть подвергнуты экспертной оценке. Кроме того, качественное повышение профессионализма педагогов требует тщательной и корректной разработки критериев оценки труда педагогов и процедуры осуществления профессиональной аттестации.Методист – управленец. Методист управляет базовым учебно-воспитательным процессом, но здесь у него свои особенности. Например, методист осуществляет управленческую функцию контроля, но если заместитель по учебной работе проверяет соответствие деятельности педагога принятым образовательным стандартам, то методист контролирует соответствие личной педагогической тактики общей стратегии учебного заведения. В поле деятельности методиста по-прежнему оказываются педагогические чтения, научно-практические конференции и другая организационная работа – а это тоже управление. Кроме того, научно-методическое и информационное обеспечение также остаются в «епархии» методиста.
Кроме того, я убеждена, что сегодня методист должен быть ещё и тонким психологом. А ещё, ему должны быть присущи такие качества, как, неуёмная жадность в постижении истины, целеустремлённость, здоровая любознательность, потребность в постоянном самосовершенствовании. Совершенствоваться необходимо постоянно и в разных направлениях. Но и этого ещё далеко не достаточно!
Любовь! Вот то простое человеческое чувство, которое заставляет двигаться вперёд, творить, зажигать. Любовь – она очень многогранна: к людям, к себе, к окружающим, к работе, к творчеству и т.д. Я очень благодарна судьбе, что меня окружают РАЗНЫЕ люди. Я их учу, и сама у них учусь, тем самым происходит эволюционный процесс саморазвития и взаимосовершенствования. И это просто здорово! И пускай, труд методиста не всегда заметен и очевиден, а скорее даже наоборот (методист напоминает мне бойца невидимого фронта), я чувствую, что моя деятельность востребована и получает живой отклик моих коллег. Моя жизненная позиция приносит мне огромное моральное удовлетворение, и я понимаю, какое это счастье, когда работа совершенно искренне является твоим призванием, когда мои личные цели и окружающая реальность гармонично переплетаются. В такие моменты моя душа раскрывается навстречу судьбе, новым событиям, новым достижениям.
Поэтому, моим профессиональным кредо, уже много лет являются следующие строки:
«Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок,
не нужно насильно развёртывать его лепестки,
а нужно создать условия, при которых он сам распустится»
Л.Н.Толстой
Научно-методическое сопровождение модернизации системы образования в Пиморском крае академ. часов: 72
ГОАУ ДПО ПК ИРО, 2013 г.
Навыки профессиональной и личной эффективности академ. часов: 30
Педагогический университет "Первое сентября", 2012 г.
Педагогические основы тьютерского сопровождения в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования
Международная тьютерская школа, г. Москва, 2012
Лучший методист года - 2013
ГОАУ ДПО ПК ИРО, 2013