Фото

Салахутдинова Гульзия Габдулловна

В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества усложняется и  возрастает социальная роль образования в целом и учителя в частности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые, конкурентоспособные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их дальнейшие последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, ответственностью. Исходя их этих предпосылок, приоритетным направлением в своей педагогической деятельности я рассматриваю  развитие познавательных способностей школьников. И если говорить об историческом образовании, это -развитие у учащихся исторического мышления, т.е. способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии, оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

  В своей методике преподавания  я исхожу из того, что историческое мышление обращено на осмысление прошлого, настоящего и на прогнозирование будущего, и может быть реализовано только на базе общих законов мышления и общеметодологических принципов познания, конкретных свойств исторических явлений. Его черты реализуются благодаря предметному содержанию истории, которое диктует специфическое развитие, чередование, сочетание мыслительных операций, применение тех или иных методологических идей и гносеологических установок.

  Для того, чтобы мышление было продуктивным, знания должны быть определённым образом организованы в систему и весь излагаемый материал строго структурирован по определённому принципу. Для меня систематизация материала при изложении означает представление информации в ближайших, затем всё более отдалённых существенных связях. Важные процессы необходимо объяснить так, чтобы стали ясными их механизмы, а следовательно основные принципы изложения материала.

  Поэтому считаю важным постепенное развитие у школьников умение произвести разноуровневые мыслительные операции: запоминание, воспроизведение, соотнесение, сравнение, разработка собственной позиции, аргументация и т.п.

  Поскольку существует опасность того, что материал, будет механически воспроизведён без достаточного осмысления, я активно использую постановку и видоизменение формулировки вопросов, изменение логики изложения, создание творческих заданий и т.п. Эффективным средством проверки понимания считаю также самопостановку вопросов учащимися.

  Критерием понимания могут также являться действия, которые должны выполнить учащиеся в соответствии с понятым материалом. Например: «Соотнесите даты правления с именами политических деятелей»; «Оцените, используя карту, геополитическое положение России»,  «Дополните…; выделите основание…; сравните…» Важно использовать оба критерия понимания, поскольку между ними возможны серьёзные расхождения. Таким образом, знание является фундаментом для развития мышления, тогда как само мышление может совершенствоваться только в самом процессе.

  Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Цель учителя - создать наиболее благоприятные условия для подобных открытий, в том числе с помощью исторических и обществоведческих познавательных задач. Особенностью моих уроков стало сочетание  принципиально различных способов обучения решению задач.  Эти способы я  сочетаю в разных комбинациях, постоянно усложняя задания, предъявляя учащимся задачи, перекликающиеся с содержанием изучаемого материала, что формирует у детей поисковые навыки. В итоге решение задач ставит перед учениками новые проблемы, а значит, в максимальной степени способствует активизации исторического мышления.

  Успех обучения во многом зависит от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развить способность учащихся быстро и точно воспроизводить в памяти, ранее усвоенные знания. Поскольку мышление имеет ассоциативную деятельность, в обучении необходимо стремление к образованию новых связей, ассоциаций. Новые знания вступают в многообразные связи с уже имеющимися в сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и личного опыта. Таким образом, необходимость межпредметных связей заключается в самой природе мышления.

  Стремление к созданию у учащихся целостной системы представлений о реальности побуждает меня реализовывать на уроках различные приёмы, формы и методы, основанные на естественной взаимосвязи мира. С этой целью  я разрабатываю и применяю интегративные уроки, которые становятся особенно актуальными в период перехода к профильному образованию, т.к. основной их задачей является не воспроизведение и пересказ полученной информации, а выработка индивиду­ального пути освоения и применения этих знаний. К  ученику—участнику интегративного урока  предъявляются особые требования:

*  умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники;

*  навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;

* умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;

*  выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;

*  выступать публично, литературно выражая свои мысли.

  В своей технологии обучения я практикую несколько вариантов типов интегрированных уроков и три этапа их подготовки и проведения. С целью (что-то про личность) я использую различные интерактивные формы занятий: лабораторно-практические, диспуты, форумы, симпозиумы, деловые ролевые игры, дебаты, судебные заседания, создание исследовательских проектов и т.п.

  Сегодня современный урок не мыслим без использования информационных технологий, который повышает эффективность процесса обучения благодаря его интенсификации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. На мой взгляд эффективным является использование на уроках истории и обществознания мультимедийных технологий  в форме презентаций, потому что  на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения.

  В своей педагогической деятельности я апробирую инновационную методику  критического мышления, включающую три стадии: «Вызов – Осмысление – Рефлексия». Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию; 

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

  Применение этой методики позволяет реализовывать межличностный подход в обученииНачало формы. Например, «корзина» идей, понятий, имен», «составление кластера», «пометки на полях»,  составление маркировочной таблицы «ЗУХ» (знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее), «написание синквейна», «учебный мозговой штурм», «написание эссе», «лекция со стопами» и т.д.., используемых на стадиях «вызова» и «осмысления».  На стадии рифлексии я применяю такие формы, как - «Трактат»,  «Лабиринт», «Классическая», «Дневник моих открытий» и др. На уроках я использую различные приемы обратной связи: «светофор»; опрос по цепочке; тихий опрос; программируемый опрос; взаимоопрос; показательный ответ; защитный лист; отстроченная реакция, щадящий опрос, идеальный опрос, приемы письменного контроля: фактологический диктант, выборочный контроль, тренировочная контрольная работа, приемы повторения на уроках: своя опора, повторяем с контролем, свои примеры, опрос-итог, обсуждаем домашнее задание, пересечение тем и т.д.

  

Развитие исторического мышления сопряжено с гражданским воспитанием учащихся, для меня уроки по общественным дисциплинам служат лабораториями, где дети учатся демократическим процессам. Анализ формирования правовой культуры учащихся школы показал, что такой важный компонент, как ее осознанность, формируется в процессе обучения учащихся критическому мышлению.

  Я глубоко убеждена, что невозможно было бы получить хорошие результаты работы без организации различных форм внеурочной деятельности по предмету: факультативов, недель правого воспитания, исторических вечеров. Все занятия по этим направлениям по тематике и содержанию взаимосвязаны друг с другом. В рамках реализации концепции профильного обучения создан учебный план и разработана образовательная программа школы, в  которой профильные и элективные занятия углубляют содержание базовых. Содержание конкурсных мероприятий также основывается на знаниях, полученных во время занятий. Использование эффективных методов обучения предполагает использование компьютерного моделирования, что поддерживает у школьников интерес к изучаемым предметам, облегчает и ускоряет усвоение предметов. В программу заложено использование рейтинговой формы контроля, активизирующей качество усвоения знаний.   

На уроке и во внеурочной деятельности мониторинг усвоения учащимися содержания программного материала по истории я осуществляю через: тестовые задания разного уровня для проведения итогового и тематического контроля, контрольные работы, терминологические диктанты, сочинения на исторические темы, научно-исследовательские работы учащихся, задачи, задания для самопроверки, дидактические игры и конкурсы, олимпиады и т.д.

  Развитие исторического мышления у школьников проходит длительный и сложный путь развития от незнания к знанию, от бездействия к активности, от бессознательности к осознанности. Положительный результат может быть достигнут в том случае, если его формирование включено в целостный процесс обучения, учитывающий основные законы психологии и педагогики. Интерес к развитию исторического мышления будет сохраняться до тех пор, пока человечество не научится полноценно использовать опыт прошлых столетий с пользой для современной жизни. “Тот, кто забывает об истории, обречён на её повторение” - Сантаяма.