Фото

Левина Анна Петровна

«Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо»,  - это высказывание некоего Владислава Катажиньского. Это высказывание более всего подходит к моему представлению о традиционной модели образования. Как учитель ХХI века я понимаю, что современная педагогика требует активные и интерактивные технологии обучения. Если традиционная модель образования на передний план выдвигалидеологически воспитательные приоритеты школьного предмета история, то инновационная модель предлагает социализирующую (адаптивно-идентификационную) роль предмета истории.

То есть учитель истории должен развивать ученика, удовлетворяя его вторичные потребности, такие как социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке и внимание к себе, самоактуализация, самовыражение, самореализация. Не забывая о разумном ограничении потребностей, потому что, разумные потребности помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Для реализации этих задач я как учитель должна отвечать некоторым требованиям. Прежде всего, я сама должна быть личностью, у которой удовлетворены свои социальные и духовные (идеальные, познавательные) потребности.

Как жена и мама я вполне удовлетворяю социальные потребности. У меня любимый и любящий муж, трое детей. Добротный дом, который мы сами построили. Верю, что наш дом станет форпостом детям, их женам и мужу и  конечно их детям, и детям их детей.  Я забочусь о них, они заботятся обо мне. Грустим и веселимся, ссоримся и миримся, в общем, все вместе живем.

Самоуважение, уважение со стороны других, служебный рост, самоактуализация, самовыражение, самореализация – это уже престижные, духовные потребности. Они вторичные, приобретенные потребности. Они вносят больший вклад в формировании личности, нежели другие. Но погоня за деньгами или карьерой, когда то и другое из средства превращаются в цель существования, внутренне опустошает человека.  И мне  кажется, что именно такие «опустошенные» педагоги оставляют у своих учеников лишь «умение сидеть прямо».

Чтобы не стать «опустошенным» педагогом, я каждый день кропотливо работаю над своим духовным миром. В этом мне помогает вера в нравственные идеалы, собственные силы и разум,  научную истину. Знание своего предмета, истории, помогает мне ориентироваться в проблемах смежных наук и между тем, я всегда готова к самосовершенствованию.  Поэтому тема моего самообразования называется «От интегрированных уроков к метапредметным занятиям – как реализация новых образовательных стандартов».

Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. Школьники при помощи метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки. Наконец, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где те основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты.

Я согласна со многими педагогами в том,  межпредметный, интегрированный и метапредметный уроки являются звеньями одной цепочки, усложняющейся по схеме: "межпредметный урок-интегрированный урок- метапредметный урок". Метапредметный урок – это применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. Интегрированный урок – это систематизация знаний, умений и навыков. Урок с межпредметными связями – это получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук.

Метапредметный урок предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленным на добывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.  То есть ученик учится сам и учит других, он умеет добывать информацию из различных источников.

Если на интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько было заявлено в теме урока, то на метапредметных занятиях один учитель должен раскрыть весь свой потенциал, показать свою профессиональность. Но учитель должен выступать не как источник информации, а как навигатор деятельности. Чтобы развитие его мышления и профессионализма, могли задавать новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, смыслом жизни.

Например, вот что говорит о метапредметных занятиях Ольга ГЛАЗУНОВА, заместитель директора НИИ ИСРОО, кандидат психологических наук: «…Оказалось, учитель считает, что передать понятие –  это научить ребенка давать ему определение. Если в ответ на вопрос, что такое революция, ребенок дает словесное определение, которое соответствует учебнику, значит, ребенок, по мнению педагога, освоил материал. Повторяет – значит, владеет понятием. У нашей группы совсем другая версия, которая во многом опирается на подход Давыдова. Во-первых, понятие связано с владением идеей, которая заложена в этом понятии. Во-вторых, на базе этой идеи человек овладевает набором различений, которые позволяет делать идея. Если я владею понятием «революция», я могу отличить революцию от бунта, смуты или переворота. Например, «оранжевые революции» - это революции? Понятийно это не революции. Октябрьская революция – это революция? Да, революция. А вот, например, перестройка? С моей точки зрения, революция. Потому что произошла смена класса собственника на средства производства. Это понятие не передается. А зачем тогда безумное количество времени тратить на изучение французской, английской революций? Это можно прочитать в художественных книгах, посмотреть в кино. Учитель должен передавать понятийную структуру».

Закончить хотелось бы словами педагога В.И. Слуцкого: «Педагогика - искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком».

 

Сведения о повышении квалификации

Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе академ. часов: 6
Педагогический университет «Первое сентября», модульные курсы, 2013 г.

Наследственность и воспитание, или Что влияет на развитие ребенка академ. часов: 6
Педагогический университет «Первое сентября», модульные курсы, 2013 г.

Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время академ. часов: 6
Педагогический университет «Первое сентября», модульные курсы, 2012 г.

" Современное школьное историческое и обществоведческое образование" академ. часов: 72
Институт развития образования и повышения квалификации РС(Я), 2012 г.

Фундаментальные курсы учителей истории и обществознания академ. часов: 120
Институт развития образования и повышения квалификации РС(Я), 2011 г.

"Совершенствование институциональных механизмов управления образованием. Развитие форм публичной отчетности." академ. часов: 72
краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Хабаровский краевой институт развития образования", 2011 г.

Документы

2013
Сертификат
о прохождении
модульного
курса / EM-01-004
Сертификат
о прохождении
модульного
курса / EM-01-010
2012
Сертификат
о прохождении
модульного
курса / EM-01-001
Рейтинг@Mail.ru