учитель, руководитель методического объединения учителей начальных классов, председатель городского родительского Совета Новоуральского городского округа,
МБОУ "СОШ № 58 с углублённым изучением отдельных предметов", г. Новоуральск Свердловской обл.
Образование – это то, что остаётся, когда мы уже забыли всё, чему нас учили
Дж. Галифакс
А.П. Чехов писал в своих публицистических заметках: «Если бы вы знали, как России необходим хороший, умный, образованный учитель. У нас в России его необходимо поставить в какие-то особые условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича».
Именно от учителя зависит, какой будет Россия. Исследователи на основе анализа лучших национальных систем образования мира сделали вывод: единственным значимым фактором, оказывающим влияние на повышение качества образования, является повышение качества работы учителей. При этом отмечается, что мастерство учителя влияет на успеваемость учащихся сильнее, чем любой другой фактор; в среднем два ученика со средней успеваемостью будут отличаться более чем на 50 процентных пунктов через четыре года в зависимости от того, к какому учителю они попали.
Успех развития общества связан количеством входящих в его состав одарённых, талантливых людей, от наиболее полной реализации ими своих возможностей. В последнее время стало уделяться повышенное внимание к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка.
Я убеждена, что каждый ребёнок талантлив, надо только создать условия для раскрытия этого таланта. Я считаю, что моё предназначение, как учителя, именно в том, чтобы помочь каждому моему ученику «найти себя», стать успешным.
Залогом успешного обучения учащихся в моих классах являются девизы дня, которые периодически меняю: «С малой удачи начинается большой успех!», «Планируй свой успех!», «Учись учиться», «Не стыдно не знать, стыдно – не учиться» и др.
В классе осуществляется работа консультантов по предметам в урочное и внеурочное время, консультантом может стать любой ученик.
Детям для успеха необходимо: творческое мышление, последовательность рассуждения, умение планировать конкретные результаты, развивать коммуникативные и рефлексивно-оценочные умения. Всё это может дать работа над проектом (появился во второй половине XIX века в США, основоположник Джон Дьюи).
Технология проектной деятельности используется мною в учебно-воспитательном процессе систематически.
Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретённые знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.
Мои ученики реализуют творческие способности, воплощая в жизнь совместные проекты, принимая результативное участие в конкурсах, олимпиадах различных уровней и направлений.
Жизнь обычно не спрашивает нас о том, желаем мы или нет, с кем-то конкурировать, она просто поминутно погружает нас в пучину соревнований и противостояний. Так выстроены и биологическая, и социально-культурная стороны нашего существования. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных соревнований, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. Без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. В ходе соревнований ребёнок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, выигрывать и, что особенно важно, проигрывать.
Поэтому различные олимпиады, конкурсы, спортивные состязания рассматриваю как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей детей.
Свои знания и умения они подтверждают высокими результатами на олимпиадах и конкурсах разной направленности и различного уровня.
Ежегодно из всех участников какого-либо конкурса, в нашем классе около 25% победителей и призёров этого конкурса.
Я горжусь достижениями своих детей! Вместе с моими «почемучками» я узнаю много интересного, расту и развиваюсь сама вместе с ними!
В нашей школе учебная деятельность сочетается с внеклассной и воспитательной работой. Сотрудничая с педагогами дополнительного образования на базе школы, разрабатываем и реализуем проекты совместно с детьми и родителями, с учётом их интересов и пожеланий.
Сложившаяся система отношений в классе позволила добиться, главной цели - сплотить классный коллектив, создать условия для возможности раскрытия и развития индивидуальных способностей каждого из моих учеников.
Всесторонне развивая способности ребёнка, нельзя забывать, что развитие таланта – не самоцель: заботясь о развитии одарённости, нельзя упускать из виду важнейшую способность – способность при всех обстоятельствах быть человеком.
Исходя из полученных результатов, оцениваю свою профессиональную деятельность – продуктивной и эффективной.
Педагогический профессионализм и мастерство педагога во многом зависят от его отношения к своей профессии и к детям. Любовь к детям, делу, предмету – источник энергии, силы, энтузиазма учителя, они питают его вдохновение и оптимизм, помогают преодолеть трудности и неудачи.
Очень ярко и убедительно по этому поводу заметил Л.Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Современная школа требует от учителя постоянного совершенствования профессиональных умений и подтверждения своего мастерства. Поэтому, чтобы идти в ногу со временем, отвечать запросам детей и их родителей, надо постоянно работать над собой, повышая профессиональный статус.
Хороший учитель – это счастливый, здоровый учитель! Это учитель, который верит в себя, в свои силы и создаёт условия, позволяющие учащимся стать здоровыми, счастливыми людьми, верящими в себя и свои силы.
Я не просто учитель. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка в целом, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.
В своей педагогической деятельности я руководствуюсь правилами:
üПлохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.
üУчитель – это не тот, кто даёт правильные ответы, а тот, кто задаёт правильные вопросы.
üКитайская пословица: слышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял.
Я уверена, моё призвание – педагог!