Фото

Давлятшина Ольга Вячеславовна

заместитель директора по УВР, учитель физики, КОГОБУ СОШ с УИОП г. Омутнинска, Кировская область

«Благодарю тебя, судьба, за то,

Что для меня дорогу эту избрала…»

  Р. Гамзатов

Вечер наступил как-то сразу. Будто кто-то просто выключил свет. Какое звездное небо… Земля мчится во Вселенной в новый день. Завтра наступит осень, которая принесет нам свое очарование. Разноцветные листья, шуршащие под ногами, алые гроздья рябин, пестрые звезды астр, прозрачный воздух, запах хризантем, спелых яблок и дыма костров. Осень – благословенная пора насыщенных красок и полноты жизни.

На ум приходят слова А. С. Пушкина: «И с каждой осенью я расцветаю вновь». Это о нас, учителях. Осень – наше время. В эти первые осенние дни, когда листья начинают желтеть, а поэты - тосковать, учителя испытывают особое чувство на свете – радость встречи со своими учениками, повзрослевшими за лето, чувство востребованности и нужности этим мальчишкам и девчонкам.

Сколько себя помню, всегда мечтала стать педагогом. Откуда это желание учить детей? Не знаю. Но одно знаю наверняка, все в нашей жизни  неслучайно, а значит, не случаен и мой выбор. Судьба! Это что-то удивительное и таинственное. Человек приходит в этот мир, чтобы оставить след на Земле. Но разные следы оставляют люди после себя: следы добра и любви, следы злобы и горя. И я себя часто спрашиваю:

А ты? Входя в дома любые-

И в серые, и в голубые,

Прислушиваясь к звону клавиш,

Скажи, какой ты след оставишь?

Родилась и выросла в городе Рязани в семье рабочих. Бабушка всегда с глубоким уважением относилась к педагогам и ласково называла их «учителки».

Я успешно окончила в 1977 году среднюю школу № 50, легко поступила на физико-математический факультет педагогического института. Нашему курсу повезло - лекции по методике физики нам читал Виктор Петрович Орехов, ученик Александра Васильевича Перышкина. До сих пор помню интересные моменты лекций, свои удивления и открытия, которые я делала для себя.

За плечами 27 лет работы в школе. Я - состоявшийся учитель одной из самых интересных и удивительных наук – ФИЗИКИ. Очень горжусь, что сегодня учу новое поколение, которому жить и работать в ХХI веке. Я вдруг поняла, что мне посчастливилось стать связующим звеном между тысячелетиями, такой шанс дается не каждому. Поэтому я должна так «прожить, чтобы, в конце концов привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов».

Сегодня задумалась и размышляю, ведь свой путь, длиною в жизнь, я начала еще в 1982 году. Но это прошлый век, прошлое столетие и я, совсем молодая выпускница педагогического института и за плечами «ничего», кроме тех знаний, которые приобрела за годы учёбы. Но время шло и «ноша» за плечами потихоньку начала обрастать и утяжеляться. Тот опыт, который я перенимала от наставников, повышая свою квалификацию, занимаясь самообразованием, изучая новинки педагогической литературы, получая знания с помощью Интернет, я передавала тем детям, которые на определенном этапе моей жизни занимали в ней главное место. Передавала и не заметила, как перешагнула рубеж тысячелетия, попала в новое время, в котором новые требования к педагогу и к ученику, новые технологии и разработки.

Время не стоит на месте, и вместе с ним движется все то, что связано с человеком. Меняется общество, меняются потребности, стереотипы и технологии, меняется человек. А, следовательно, должно измениться образование. Поэтому для всей педагогической общественности было приятной неожиданностью появление президентской инициативы «Наша новая школа» накануне нового учебного года. Я вдруг поняла, что могу, хочу и буду идти в ногу со временем, соответствовать новым требованиям современного общества.

Сегодняшний день – это время технологий высокого уровня, время, когда научно – техническая революция перестала быть революцией. Сейчас мы привычно, одним движением руки, вызываем электрическую и атомную энергию, микроволновые излучения и радиоволны. Время все быстрее несется к далеким мирам. Люди приходят к выводу, что невозможно все и вся уместить в формулы и цифры, чертежи и схемы, есть вещи, не поддающиеся предвидению. Такое непредсказуемое, уникальное существо - человек. Человек, который меняется, ищет свое «Я», стремится к совершенству. Но невозможно компьютеризировать процесс создания человеческой души и разума.

Только человек может наполнить жизнью душу другого человека. Это прежде всего педагог. Книга дает пищу к размышлению, компьютер помогает в поиске информации, а что сегодня даёт учитель? Учебники, образовательные программы и пособия – все они даже называются по - особому – самоучитель. Но могут ли они любить, хвалить, поддерживать, оберегать? Что даст ребёнку «чистое знание» без примеси нравственного чувства? Что станет с цивилизацией, забывшей свои культурные и нравственные  истоки?

Сегодня люди уже не могут управлять теми изменениями, которые сами внесли в этот мир. Все в итоге сводится к человеческим качествам, к преобразованию мышления, к той самой тайне создания человека человеком – к воспитанию и учению.

Учитель, по большому счету, в ответе за жизнь на Земле. Он создает завтрашний лик нашей Планеты. Поэтому, труд педагога сегодня, в наших условиях должен восприниматься и оцениваться как миссия. Великий труд на благо человечества, на созидание, ибо Природе не нужны силы, разрушающие ее целостность, гармонию, красоту. С космических высот фраза эта не звучит банально: Земля такая маленькая!

На мой взгляд, сегодня наиболее оправдан подход, который ставит ученика в позицию творческого исследователя физической реальности. Значит, в процессе обучения должен найти отражение цикл научного познания: от наблюдений – к выдвижению гипотезы, от гипотезы – к теоретическому обобщению, от обобщения – к практическому исследованию и применению в жизни. И тогда, окончив школу, молодой человек может забыть закон Ома, но, опираясь на сформированные при изучении этого закона творческие  способности, он всегда найдет нужное решение в сложившейся ситуации. Поэтому школа должна помочь человеку жить в согласии с природой, обществом, самим собой, научить самосознанию, самоанализу, дать толчок саморазвитию.

Сегодняшнее преподавание физики не должно преследовать узко прагматическую цель – дать ребятам знания о физической картине мира. Её формирование на уроках должно сопровождаться осмыслением вопросов: что представляет собой мир, в котором я живу? Кто такой я в этом мире? Какой смысл имеет моё существование? Что такое зло и что такое добро?

И получается педагогическое «чудо»: законы физики начинают объяснять не только мир, который вне нас, но мир, который внутри нас. Любой закон может обратить взор ребенка на его духовный мир, и мы вместе начнем постигать пути самосовершенствования, познавать гармонию души, почувствуем целостность Вселенной. И тогда я смогу смело и убедительно доказать, что существует радость познания, предложить своим ученикам осмыслить физику через сердце.

Хочу, чтобы ученики, изучая удивительную науку под названием «ФИЗИКА», которую я преподаю языком души и сердца, формировались как носители истинно человеческого в человеке. Эта цель заслуживает того, чтобы посвятить ей жизнь.

В народе говорят, что учитель отвечает за свой труд перед обществом. Не сломать душу ребенка, дать возможность подняться, поверить в свои силы – задача учителя. Стать для слабой тростиночки на ветру опорой, надёжной поддержкой, не угасить тонкую лучинку, не погрузить во мрак, а сберечь, дать пламени силу – это миссия учителя.

Учитель – артист, который играет свою роль, полностью погружаясь в неё. Учитель – врач, который лечит не тело, а душу. Учитель – строитель, который строит человеческие судьбы. У художника есть краски, у музыканта – звуки, у писателя – слова, у учителя есть все эти средства. Нужно только умело ими пользоваться. Добрый судья учительского труда – ребенок, которого нельзя обмануть. Его надо уважать. Ему надо доверять.

Педагог сам должен ощущать себя частичкой мироздания. Рожденная им мысль будет посеяна в его учениках, воплощена в десятки прекрасных дел, потому что мысль и душа, красота и любовь вечны. Это великая тайна педагогического искусства.

Любовь и терпение творят чудеса. Они дают учителю возможность идти рядом со своими учениками по дороге жизни, оставляя на ней свои следы добра и знаний.

Учитель – это состояние души, это образ жизни и мыслей, это философия и мировоззрение. Рядом с ребенком ты можешь забыть свой возраст, можешь радоваться вместе с ним от чистого сердца и это прекрасно.

Создавать мир ребенка, наполнять этот мир красками природы, верить в невидимое – вот работа учителя. А значит - учитель есть первый ученик, «навечно вызванный к доске», сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий. Как найти правильное русло, и не просто выплыть, а выбрать правильное течение, доплыть до берега, увлекая за собой тех, кто  тебе верит? А сколько вокруг указателей – систем и направлений! Попробуй, выбери! А выбирать приходится всегда: что тебе ближе - просто давать знания ученикам или научить их мыслить?

„Учитель прикасается к вечности”, - я хочу, чтобы эти слова Г. Адамса горели в нас потому, что ученики врастают в учителя, как в почву, они становятся единым целым. Педагог является источником, откуда ребенок пьёт не задумываясь, не имея возможности отвернуться. Поэтому недопустимо, чтобы учитель был «ненастоящим», «неживым».

Ответьте, в каких руках хотели бы вы видеть этот мир – в любящих, сильных, родных и горячих или в холодных и расчетливых? Отвечайте, решайте скорее, время стремительно, оно не ждёт, не медлит. А лишь твердит: «Всё в ваших руках!»

Поэтому я мечтаю о светлом будущем, когда в почете будут Любовь и Мудрость. Ведь так хочется жить в мире, который понятия Духовность и Сердце будет смело применять при изучении и естествознания, и точных наук. В такое будущее путь очень труден. Но учительская доля такова: школьный учитель свое не создает, он только знакомит питомцев с тем лучшим, что уже найдено и создано человечеством. Это обязывает учителя быть надежным проводником и новейших идей, и вечной мудрости, чтобы уже «другие по живому следу прошли свой путь за пядью пядь», оставляя уже свои добрые следы в жизни будущих поколений…

Медленно кружится в воздухе березовый листок. Старый клен печально поскрипывает за окном. Земля мчится во Вселенной в осень. В такую минуту к нам в душу заглядывает светлая печаль, мы грустим и думаем о смысле жизни, о своем предназначении на этой удивительной планете.




Сведения о повышении квалификации

Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход) академ. часов: 72
Педагогический университет «Первое сентября», дистанционные курсы, 2007 г.

Сведения о публикациях

Формирование и развитие у школьников умений наблюдать при обучении физике
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009 г.

Формирование и развитие самостоятельной экспериментальной деятельности учащихся как способ повышения качества образования
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2008 г.

Урок-исследование как способ развития самостоятельной исследовательской учебной деятельности учащихся при обучении физике
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007 г.

Использование индивидуальных особенностей учащихся как одно из условий успешного развития познавательной деятельности в обучении физике (подготовка к уроку, создание проекта и ход урока в 7-м классе по теме: "Плотность")
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006 г.

Классный час "О вреде курения"
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 г.

Сведения о проектной деятельности

Влияние "плеерной музыки" различных жанров на работоспособность подростков
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика», 2011 г.

Плюсы и минусы энергосберегающих ламп
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика», 2011 г.

Солнце – источник жизни. Современное состояние проблемы
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика», 2008 г.

Зрение – бесценный дар природы
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика», 2008 г.

Радуга-дуга
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика», 2008 г.

Северное сияние
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика», 2008 г.

Выявление возможных причин дорожно-транспортных происшествий
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика», 2007 г.

Влияние электромагнитных полей на здоровье человека. Состояние проблемы
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика», 2007 г.

Физика вокруг нас (видеофильм)
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика», 2006 г.

Документы

2011
Диплом
об участии
в фестивале
«Портфолио
ученика»
Диплом
об участии
в конкурсе
«Учебный
проект»
2009
Диплом
об участии
в фестивале
«Открытый
урок»
Сертификат
об участии
в фестивале
«Открытый
урок»
Диплом
Конкурс по
экологии
«Земля - наш
общий дом»
2008
Диплом
об участии
в фестивале
«Открытый
урок»
Сертификат
об участии
в фестивале
«Открытый
урок»
Диплом
Конкурс по
экологии
«Земля - наш
общий дом»
Диплом
об участии
в фестивале
«Портфолио
ученика»
Диплом
об участии
в фестивале
«Портфолио
ученика»
2007
Удостоверение
о прохождении
дистанционного
курса / ED-16-005
Диплом
об участии
в фестивале
«Открытый
урок»
Сертификат
об участии
в фестивале
«Открытый
урок»
Диплом
Конкурс по
экологии
«Земля - наш
общий дом»
Диплом
об участии
в фестивале
«Портфолио
ученика»
2006
Диплом
об участии
в фестивале
«Открытый
урок»
Сертификат
об участии
в фестивале
«Открытый
урок»
Диплом
Конкурс по
экологии
«Земля - наш
общий дом»
Диплом
об участии
в фестивале
«Портфолио
ученика»

Удостоверения

2007