заместитель директора по УВР, учитель физики,
КОГОБУ СОШ с УИОП г. Омутнинска, Кировская область
«Благодарю тебя, судьба, за то,
Что для меня дорогу эту избрала…»
Р. Гамзатов
Вечер наступил как-то сразу. Будто кто-то просто выключил свет. Какое звездное небо… Земля мчится во Вселенной в новый день. Завтра наступит осень, которая принесет нам свое очарование. Разноцветные листья, шуршащие под ногами, алые гроздья рябин, пестрые звезды астр, прозрачный воздух, запах хризантем, спелых яблок и дыма костров. Осень – благословенная пора насыщенных красок и полноты жизни.
На ум приходят слова А. С. Пушкина: «И с каждой осенью я расцветаю вновь». Это о нас, учителях. Осень – наше время. В эти первые осенние дни, когда листья начинают желтеть, а поэты - тосковать, учителя испытывают особое чувство на свете – радость встречи со своими учениками, повзрослевшими за лето, чувство востребованности и нужности этим мальчишкам и девчонкам.
Сколько себя помню, всегда мечтала стать педагогом. Откуда это желание учить детей? Не знаю. Но одно знаю наверняка, все в нашей жизни неслучайно, а значит, не случаен и мой выбор. Судьба! Это что-то удивительное и таинственное. Человек приходит в этот мир, чтобы оставить след на Земле. Но разные следы оставляют люди после себя: следы добра и любви, следы злобы и горя. И я себя часто спрашиваю:
А ты? Входя в дома любые-
И в серые, и в голубые,
Прислушиваясь к звону клавиш,
Скажи, какой ты след оставишь?
Родилась и выросла в городе Рязани в семье рабочих. Бабушка всегда с глубоким уважением относилась к педагогам и ласково называла их «учителки».
Я успешно окончила в 1977 году среднюю школу № 50, легко поступила на физико-математический факультет педагогического института. Нашему курсу повезло - лекции по методике физики нам читал Виктор Петрович Орехов, ученик Александра Васильевича Перышкина. До сих пор помню интересные моменты лекций, свои удивления и открытия, которые я делала для себя.
За плечами 27 лет работы в школе. Я - состоявшийся учитель одной из самых интересных и удивительных наук – ФИЗИКИ. Очень горжусь, что сегодня учу новое поколение, которому жить и работать в ХХI веке. Я вдруг поняла, что мне посчастливилось стать связующим звеном между тысячелетиями, такой шанс дается не каждому. Поэтому я должна так «прожить, чтобы, в конце концов привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов».
Сегодня задумалась и размышляю, ведь свой путь, длиною в жизнь, я начала еще в 1982 году. Но это прошлый век, прошлое столетие и я, совсем молодая выпускница педагогического института и за плечами «ничего», кроме тех знаний, которые приобрела за годы учёбы. Но время шло и «ноша» за плечами потихоньку начала обрастать и утяжеляться. Тот опыт, который я перенимала от наставников, повышая свою квалификацию, занимаясь самообразованием, изучая новинки педагогической литературы, получая знания с помощью Интернет, я передавала тем детям, которые на определенном этапе моей жизни занимали в ней главное место. Передавала и не заметила, как перешагнула рубеж тысячелетия, попала в новое время, в котором новые требования к педагогу и к ученику, новые технологии и разработки.
Время не стоит на месте, и вместе с ним движется все то, что связано с человеком. Меняется общество, меняются потребности, стереотипы и технологии, меняется человек. А, следовательно, должно измениться образование. Поэтому для всей педагогической общественности было приятной неожиданностью появление президентской инициативы «Наша новая школа» накануне нового учебного года. Я вдруг поняла, что могу, хочу и буду идти в ногу со временем, соответствовать новым требованиям современного общества.
Сегодняшний день – это время технологий высокого уровня, время, когда научно – техническая революция перестала быть революцией. Сейчас мы привычно, одним движением руки, вызываем электрическую и атомную энергию, микроволновые излучения и радиоволны. Время все быстрее несется к далеким мирам. Люди приходят к выводу, что невозможно все и вся уместить в формулы и цифры, чертежи и схемы, есть вещи, не поддающиеся предвидению. Такое непредсказуемое, уникальное существо - человек. Человек, который меняется, ищет свое «Я», стремится к совершенству. Но невозможно компьютеризировать процесс создания человеческой души и разума.
Только человек может наполнить жизнью душу другого человека. Это прежде всего педагог. Книга дает пищу к размышлению, компьютер помогает в поиске информации, а что сегодня даёт учитель? Учебники, образовательные программы и пособия – все они даже называются по - особому – самоучитель. Но могут ли они любить, хвалить, поддерживать, оберегать? Что даст ребёнку «чистое знание» без примеси нравственного чувства? Что станет с цивилизацией, забывшей свои культурные и нравственные истоки?
Сегодня люди уже не могут управлять теми изменениями, которые сами внесли в этот мир. Все в итоге сводится к человеческим качествам, к преобразованию мышления, к той самой тайне создания человека человеком – к воспитанию и учению.
Учитель, по большому счету, в ответе за жизнь на Земле. Он создает завтрашний лик нашей Планеты. Поэтому, труд педагога сегодня, в наших условиях должен восприниматься и оцениваться как миссия. Великий труд на благо человечества, на созидание, ибо Природе не нужны силы, разрушающие ее целостность, гармонию, красоту. С космических высот фраза эта не звучит банально: Земля такая маленькая!
На мой взгляд, сегодня наиболее оправдан подход, который ставит ученика в позицию творческого исследователя физической реальности. Значит, в процессе обучения должен найти отражение цикл научного познания: от наблюдений – к выдвижению гипотезы, от гипотезы – к теоретическому обобщению, от обобщения – к практическому исследованию и применению в жизни. И тогда, окончив школу, молодой человек может забыть закон Ома, но, опираясь на сформированные при изучении этого закона творческие способности, он всегда найдет нужное решение в сложившейся ситуации. Поэтому школа должна помочь человеку жить в согласии с природой, обществом, самим собой, научить самосознанию, самоанализу, дать толчок саморазвитию.
Сегодняшнее преподавание физики не должно преследовать узко прагматическую цель – дать ребятам знания о физической картине мира. Её формирование на уроках должно сопровождаться осмыслением вопросов: что представляет собой мир, в котором я живу? Кто такой я в этом мире? Какой смысл имеет моё существование? Что такое зло и что такое добро?
И получается педагогическое «чудо»: законы физики начинают объяснять не только мир, который вне нас, но мир, который внутри нас. Любой закон может обратить взор ребенка на его духовный мир, и мы вместе начнем постигать пути самосовершенствования, познавать гармонию души, почувствуем целостность Вселенной. И тогда я смогу смело и убедительно доказать, что существует радость познания, предложить своим ученикам осмыслить физику через сердце.
Хочу, чтобы ученики, изучая удивительную науку под названием «ФИЗИКА», которую я преподаю языком души и сердца, формировались как носители истинно человеческого в человеке. Эта цель заслуживает того, чтобы посвятить ей жизнь.
В народе говорят, что учитель отвечает за свой труд перед обществом. Не сломать душу ребенка, дать возможность подняться, поверить в свои силы – задача учителя. Стать для слабой тростиночки на ветру опорой, надёжной поддержкой, не угасить тонкую лучинку, не погрузить во мрак, а сберечь, дать пламени силу – это миссия учителя.
Учитель – артист, который играет свою роль, полностью погружаясь в неё. Учитель – врач, который лечит не тело, а душу. Учитель – строитель, который строит человеческие судьбы. У художника есть краски, у музыканта – звуки, у писателя – слова, у учителя есть все эти средства. Нужно только умело ими пользоваться. Добрый судья учительского труда – ребенок, которого нельзя обмануть. Его надо уважать. Ему надо доверять.
Педагог сам должен ощущать себя частичкой мироздания. Рожденная им мысль будет посеяна в его учениках, воплощена в десятки прекрасных дел, потому что мысль и душа, красота и любовь вечны. Это великая тайна педагогического искусства.
Любовь и терпение творят чудеса. Они дают учителю возможность идти рядом со своими учениками по дороге жизни, оставляя на ней свои следы добра и знаний.
Учитель – это состояние души, это образ жизни и мыслей, это философия и мировоззрение. Рядом с ребенком ты можешь забыть свой возраст, можешь радоваться вместе с ним от чистого сердца и это прекрасно.
Создавать мир ребенка, наполнять этот мир красками природы, верить в невидимое – вот работа учителя. А значит - учитель есть первый ученик, «навечно вызванный к доске», сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий. Как найти правильное русло, и не просто выплыть, а выбрать правильное течение, доплыть до берега, увлекая за собой тех, кто тебе верит? А сколько вокруг указателей – систем и направлений! Попробуй, выбери! А выбирать приходится всегда: что тебе ближе - просто давать знания ученикам или научить их мыслить?
„Учитель прикасается к вечности”, - я хочу, чтобы эти слова Г. Адамса горели в нас потому, что ученики врастают в учителя, как в почву, они становятся единым целым. Педагог является источником, откуда ребенок пьёт не задумываясь, не имея возможности отвернуться. Поэтому недопустимо, чтобы учитель был «ненастоящим», «неживым».
Ответьте, в каких руках хотели бы вы видеть этот мир – в любящих, сильных, родных и горячих или в холодных и расчетливых? Отвечайте, решайте скорее, время стремительно, оно не ждёт, не медлит. А лишь твердит: «Всё в ваших руках!»
Поэтому я мечтаю о светлом будущем, когда в почете будут Любовь и Мудрость. Ведь так хочется жить в мире, который понятия Духовность и Сердце будет смело применять при изучении и естествознания, и точных наук. В такое будущее путь очень труден. Но учительская доля такова: школьный учитель свое не создает, он только знакомит питомцев с тем лучшим, что уже найдено и создано человечеством. Это обязывает учителя быть надежным проводником и новейших идей, и вечной мудрости, чтобы уже «другие по живому следу прошли свой путь за пядью пядь», оставляя уже свои добрые следы в жизни будущих поколений…
Медленно кружится в воздухе березовый листок. Старый клен печально поскрипывает за окном. Земля мчится во Вселенной в осень. В такую минуту к нам в душу заглядывает светлая печаль, мы грустим и думаем о смысле жизни, о своем предназначении на этой удивительной планете.